Когда объекты дизайна становятся инструментом формирования поведения человека.
Одним из самых популярных определений слова дизайн является весьма гармонично звучащее словосочетание – «художественное конструирование». Результатом же этого конструирования, как правило, является набор некоторых эстетических свойств, которые позитивно воспринимаются человеком. Объектом для дизайна может стать что угодно - автомобиль, помещение, предмет одежды или простой пакет молока. Одной из основных, и, в то же время, одной из самых сложных задач для любого дизайнера является выдержать пропорцию между имеющейся функциональной и планируемой эстетической составляющими предмета.
В современной архитектуре дизайнерским решениям уделяется повышенное внимание, ведь именно необычные сочетания форм, расцветок и материалов придают зданиям индивидуальные и запоминающиеся облики. Однако в этой статье мы фокусируем внимание на необычных дизайнерских решениях здания, а на тех элементах архитектуры, которые эти здания окружают. Речь пойдет о, так называемых, малых архитектурных формах - лавочках, фонарных столбах и необычных дизайнерских решениях, которые, согласно замыслу авторов, формируют поведение и образ мышления человека.
Уличная урна с узкими прорезями, предназначенная для мелкого мусора - прорези сделаны для того, чтобы люди не выбрасывали в урну крупный мусор.
Куда более хитрое приспособление, страхующее этот уголок от любителей справить нужду в укромном месте, – шипованные дуги не позволят хулигану приблизиться к потенциальному месту преступления. Если же это его не остановит и кощунственное действие будет совершено, треугольный лист металла, прикрепленный под углом к стене, не оставит шанса ботинкам и штанам оппонента остаться сухими.
Еще один пример разделения скамьи – небольшие поручни выделяют посадочные места и не позволяют скейтерам проезжать по поверхности.
Низкий бортик, располагающий к тому, чтобы на него присесть, заложен декоративными камнями – на таком долго не просидишь.
Ещё один способ борьбы со скейтерами – покрытие перил и поручней материалом, аналогичным наждачной бумаге.
«Полускамья», позволяющая человеку на неё опереться, но никак не расположиться с комфортом на длительное время.
Ещё одно необычное решение – лавочка с выдвигающимися шипами. Шипы убираются, если опустить монетку в расположенный рядом с нею терминал.
Эти и многие другие дизайнерские приёмы, направленные на формирование поведения человека, были описаны в книге »Unpleasant Design» («Неприятный дизайн»), авторами которой являются Гордан Савичич (Gordan Savicic) и Селена Савич (Selena Savic).
«Возьмите общественную скамью, – говорят авторы, – «Основная цель скамьи, её предназначение, заключается в том, чтобы дать людям место, где они могут посидеть, перевести дух. А теперь, давайте представим, как может использоваться эта самая скамейка – бездомный может расположиться на ней для сна, подростки могут кататься по ней на коньках и скейтбордах, или использовать её для трюков, в конце концов, она может быть использована как место или как ширма для романтических действий. Единственный способ вернуть скамейке исходное предназначение – «неприятный дизайн», который ограничит свободу людей в способах эксплуатации этой самой скамейки».
В книге описаны так же более сложные технические решения, нежели разграничение лавочки подлокотниками. Например, покрытие городских стен материалами, устойчивыми к краске, используемой для граффити. Или применение в местах, где нежелательно нахождение людей, звуковых излучателей высокого тона.
Авторы книги оглашаются с тем, что зачастую применение «неприятного дизайна» в одном месте просто переносит проблему в другое. Тот же бездомный найдет другую лавочку, или другой мост, а подросток со скейтбордом придумает, где он сможет тренировать свои трюки. В качестве примера Селена Савич приводит шипованные ограждения, давно используемые в больших городах против голубей – птицы не сидят на карнизах и заборах, обустроенных такими конструкциями, но они собираются других местах, перераспределяя концентрацию туда, где у них нет никаких препятствий.
«Наша задача – привлечь внимание к тому факту, что нужно найти общий язык между теми, кто знает о назначении объектов и теми, кто будет их эксплуатировать».