Информационное агентство «Удмуртия» и Комитет по делам архивов при правительстве Удмуртской Республики в рамках совместного спецпроекта «Столетние новости» продолжают рассказывать о жизни на территории республики через публикации газет 1917 года.
Подробнее о проекте можно прочитать здесь
В ночь на 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года в Петрограде начались события, которые впоследствии получат название Октябрьской революции.
До провинции, впрочем, вести о событиях того дня, как обычно, дошли позже. Она продолжала жить своей жизнью.
Что могли увидеть в газете «Кама» читатели в тот переломный для всей страны день?
С газетных страниц
На первой полосе газеты комитет партии социал-демократов (меньшевиков) приглашал на общее собрание, которое должно было состояться в этот день в 8 вечера в помещении Совета рабочих и солдатских депутатов. В повестке дня значилась кампания по выборам в Учредительное собрание и текущие вопросы. На второй полосе газеты размещался призыв «всем, всем» прийти на выборы в Учредительное собрание.
Правление Сарапульского общества сельского хозяйства извещало, что с 1 ноября «совершенно прекращается» отпуск картофеля отдельным членам общества — только учреждениям. Не получивших картофель просили поспешить, но те, кому выдали уже не менее 20 пудов, больше получить не могли ввиду его «ограниченного запаса».
Заметка в газете «Кама» №233 от 25 октября 1917 года:
Уездная продовольственная управа напоминала, что с 20 октября в Сарапуле проводится учет мануфактуры у торговцев. Во время учета торговля останавливалась.
Также на первой полосе, кроме международных событий, помещалась реклама Прикамского кредитно-кооперативногосоюза, зубных врачей Р. Л. Перецмана и Альмы Рейнгольдовны Кролль.
На второй и третьей полосах был опубликован доклад Василия Мышкина о прикамских добровольцах и некоторые российские новости, а также рассказ о жизни одной из деревень Котельнического уезда.
На третьей полосе также шла агитация за «крестьянский» список № 3 на выборы в Учредительное собрание — кандидатов от Вятского губернского совета крестьянских депутатов и партии социалистов-революционеров.
Заметка в газете «Кама» №233 от 25 октября 1917 года:
На той же полосе был размещен фельетон на жителей Ижевского завода. Подоплеку он имел такую: Ижевский совет рабочих и солдатских депутатов не так давно упразднил должность комиссара Временного правительства и, по сути, взял управление в свои руки. А большинство в нем принадлежало большевикам. В Сарапуле же большевистской организации даже не было, всем заправляли меньшевики и эсеры.
Заметка в газете «Кама» №233 от 25 октября 1917 года:
Четвертая полоса, как всегда, была посвящена хронике событий.
В частности, рассказывалось о том, как продвигается расследование дела в отношении председателя местного Союза плотников и металлистов Николая Кузьмича Медведева, который скрыл от Совета судимость. Ему грозило 10-дневноетюремное заключение, но решили провести медицинское освидетельствование, сможет ли он это заключение перенести. Только вот Медведев на освидетельствование не явился. Через полторы недели он скроется из Сарапула, прихватив казну Союза. Но Медведев себя в этом городе еще проявит.
Заметка в газете «Кама» №233 от 25 октября 1917 года:
Накануне закончились лекции при Совете крестьянских депутатов по подготовке инструкторов по проведению выборов в Учредительное собрание. Из 42 волостей уезда своих представителей на них отправили только 13.
Городская управа ходатайствовала перед начальником Ижевских заводов выдать 50 револьверов и патроны для вооружения сарапульской милиции. Большая часть оружия милиционеров пришла в негодность. Позже начальник заводов ответит, что револьверов нет, и порекомендует обратиться в Тульский оружейный завод.
Начальник Сарапульской пожарной команды ходатайствовал перед городской управой о расширении штата пожарных и приобретении нового оборудования.
Начались дрязги городской управы с душеприказчиком покойной Царевской, которая завещала свой дом на Вятской улице (ныне Раскольникова) Сарапулу для устройства в нем богадельни. Душеприказчик И. П. Корешев предложил городским властям обменять этот дом на свой, находящийся на углу Большой Покровской (Труда) и Ломоносовской улиц. Город отказал, Корешев, как указано в газете, «рассердился на городское самоуправление» и отказался отдавать дом Царевской. Мотивировал это тем, что, по воле Царевской, богадельня должна быть открыта не позднее 1 мая 1918 года, вот он и отдаст дом городу после этой даты. Городская управа и рада бы была открыть богадельню хоть в октябре 1917-го, но Корешев уже сдал дом квартирантам.
Уральское горное управление разрешило Сарапулу заготовить 400 кубических сажен дров из дачи Камско-Воткинскогогорного округа.
18 октября был арестован крестьянин деревни Штангурт И. А. Степанов, за то, что агитировал против хлебной монополии.
Заметка в газете «Кама» №233 от 25 октября 1917 года:
События дня
В этот день (это была среда) в Сарапуле уездный комиссар К. Н. Иванов провел совещание по устройству беженцев из Петрограда. Уезд был готов принять 8 тыс. человек.
Прошло собрание родительского комитета высшего начального училища.
В 7 вечера в помещении реального училища состоялось собрание сарапульского яхт-клуба.
Из жилой лавки А. М. Марининой около пристани братьев Каменских, воры вынесли вещи, в том числе двое серебряных часов стоимостью 400 руб.
В селе Мостовом милиционеры накрыли кумышковаров. Обнаруженные в банях у крестьян котлы и кадки с закваской кумышки были разбиты и изрублены.
В ту же ночь воришки забрались в Бурановскую волостную земскую управу и похитили ранее конфискованные милицией 26 медных труб и 14 котлов.
Следите за «столетними новостями» на странице нашего спецпроекта.