Найти в Дзене
Белая ворона

Водитель экскурсионного автобуса и десятка способов его разбудить

Среди курортных гидов зеленых и видавших виды бают истории про засыпающих водителей. Среди туристов эти истории превращаются в страшилки. И я вам одну расскажу, которая приключилась со мной.

Поздно вечером, около десяти поехали мы с водителем минибаса (в простонародии - маршрутки) встречать горстку туристов из аэропорта, которые прилетали со стамбульской экскурсии. Мы их утром туда, а они ближе к ночи обратно. Вечером анталийский аэропорт затихает - рейсов становится меньше. До прилета еще час, не меньше - мы с бодрым Абдуллой, водителем тарантайки, под ненавязчивый турецкий "лалалэй" из радиомагнитолы быстрёхонько долетели из Кемера в Анталию. Дневная жара спала, но уходящий зной всё еще плотным палантином лежал на моих плечах, а потому я заказала мороженное в маленькой кафешке на краю аэропортной суеты. Отдыхаю - это мой пятый или шестой рабочий выезд за день. За полчаса до прилёта туристов мне звонит менеджер и уведомляет, что у меня поменяется водитель. Пожимаю плечами и прощаюсь с Абдуллой - ну что ж, аркадаш, покатаемся в следующий раз.

На парковку стремительно въезжает маршруточник и неровно паркуется, еще издалека замечаю на лобовом стекле номер - это тот водитель, с которым мне сегодня везти туристов. Тихонько выругиваюсь - ведь это значит, что он не выспался. Я знаю его - Саваш, хороший парень. Приехал сюда на заработки из окрестностей Караманмараша, где у него жена и двое сорванцов, он как-то показывал мне несколько их фото - счастливые и беззаботные с большими глазами цвета спелой вишни. Чтобы заработать побольше, он устроился в несколько фирм разом - в одной же загрузка неполная, они не могут водителя без перерыва ставить на рейсы, куда же это годится. Саваш был всегда уставшим, но сегодня - особенно. Под покрасневшими глазами маленькими серыми лужицами расплескалась усталость. Не видела его около трех недель или около того, мне показалось, что за это время он постарел - тонкая паутина морщин покрыла его щеки, и без того худой, он сделался сухим, прозрачным - наверно, как и многие, пренебрегал едой. Он устало поздоровался. Я предложила ему немного поспать - давай, говорю, задержу туристов. У нас зимой так бывает - пришел с улицы замерзший, надел с батареи шерстяные носки, и улыбаешься: сразу стало приятно. Саваш засветился такой же улыбкой.

Меня не было около часа - я всех встретила и никого не отпускала в минибас, рядом постойте. За десять минут до нашего прихода я набрала его номер - просыпайся, скоро буду. Он встретил меня и туристов у машины, пока все рассаживались, я вытащила припасенные из сумки батончики и дала ему зажевать.

Начался обычный туристический треп с отдыхающими. Неожиданно я поймала себя на мысли, что мы долго стоим на светофоре, очень долго. Оглянулась - голова Саваша опустилась на грудь, он дремал. Я потрепала его, он пугливо очнулся, и машина сонным ходом отправилась дальше. Это повторилось снова через два перекрестка. Через несколько минут мерный разговор с туристами пронзил громкий гудок проезжающего авто, за ним, словно эхом, последовал еще один, а потом еще. Бегло взглянула в окно - мы едем по встречной, перевела взгляд на водителя - заснул. Я растолкала его, он виновато улыбнулся. Что делать? Сейчас мне вряд ли пришлют нового водителя, я прекрасно знаю, что зануда-менеджер, который выходил по ночам, не станет хлопотать. В голове в минуту скороговоркой пролетели несколько историй других гидов, некстати смешной мне показалась та, где моя коллега села сзади водителя и тыкала его зубочисткой каждый раз, когда тот кемарил за рулем. Краем глаза я заметила, что туристы замолчали. Эта тишина была липкой и тягучей. Она пахла упреками и беспокойством. Полная женщина на первом сидении побледнела, седой мужчина выжидательно смотрел на меня, прямо-таки сверлил взглядом. У пары, что сидела чуть дальше, на лбу стали заметны бороздочки морщин, и они попросили своих детей пересесть к ним на колени. Впереди нас ждал горный серпантин.

Хотя это и запрещено правила, я попросила водителя остановиться на последней перед горной дорогой заправкой. Он сходил купил мятную жвачку и черный кофе, чей аромат тотчас же теплым одеялом расстелился по всему салону. Он стоял на улице, а я поливала ему на голову и лицо воду из бутылки. Не вытираясь, он сел за руль, полностью открыл окна, громко включил бодрую музыку, залпом выпил кофе. Села рядом с ним, и мы разговаривали все время, пока ехали - все фразы я строила так, чтобы после каждой Саваш отвечал. Вот мы и приехали. Бледная толстушка посветлела, седой мужчина сказал, что был опасный момент, а пара с детьми выдохнули только тогда, когда вышли - они были счастливее, чем после самой экскурсии.