Найти тему
zautra.by

Какие лекарства пропишут больной экономике Каллаур и Кобяков

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Три вопроса экспертам о том, как повысить производительность труда и не оставить людей без работы.

Ключевым фактором роста валового внутреннего продукта в 2018 году станет производительность труда, сообщил журналистам главный советник председателя Правления Национального банка Александр Заборовский во время общения на KEF-2017.

— В условиях такой непростой демографии экономический рост можно обеспечить, в первую очередь, за счет повышения производительности труда. Причем производительность и эффективность – это не только технологии, но вопросы управления, создания соответствующей среды, — отметил Александр Заборовский.

Где искать деньги на модернизацию компаний?

Повышению производительности труда способствуют инвестиции в новые современные проекты либо модернизация тех мощностей, которые уже есть.

Из-за особенностей экономической ситуации своих денег в Беларуси немного. Можно было бы привлекать финансы из-за рубежа. Но макроэкономические риски и институциональные условия не позволяют Беларуси иметь большие объемы инвестиций.

— Возможно, власти сделают ставку на изменение условий для привлечения иностранных инвестиций. Этот шаг был бы правильным, чтобы не повторять ошибки прошлого, используя для этой цели бюджет, — считает экономист Либерального клуба  Антон Болточко.

Что еще повысит производительность труда?

Большой потенциал лежит в реструктуризации госпредприятий, считает эксперт Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова. Причем он не ограничивается снижением занятости, что неизбежно, важно работать в направлении более эффективного управления госпредприятиями.

Как белорусам вырваться из объятий госсектора

— И если мы увидим примеры приватизации или введения корпоративного управления на госпредприятиях, на них можно будет существенно увеличить производительность, — считает эксперт.

Вместе с новым подходом к управлению госпредприятиями либерализация условий ведения бизнеса приведет к раскрепощению предпринимательской инициативы. Что тоже повысит производительность труда.

В долгосрочной перспективе, по мнению Катерины Борнуковой, предстоит работать над реформой образования, чтобы рост производительности труда стал устойчивым.

Каким может быть план лечения экономики?

Чтобы понимать, какие могут быть последствия от реформ, необходимо больше исследований и аналитики.

— Здесь я согласен с Павлом Каллауром, который во время KEF-2017 сказал, что в экономике, как у врача, главное поставить диагноз. И этот диагноз поставлен. Сейчас стоит вопрос, какое назначить лечение, дабы не навредить пациенту, − говорит Антон Болточко.

По его мнению, гораздо более важно, чем обсуждать рост или падение ВВП в полтора процента, стремиться к восстановлению темпов роста на уровне средних по региону, либо на уровне среднего показателя по развивающимся странам.

— С более низкими показателями мы будем бежать медленнее и с каждым кругом отставать от остальных. Потенциал роста экономисты оценивают невысоко. Он все еще ниже среднего уровня, который можно вывести как целевой. Чтобы увеличить возможности для более высокого экономического роста, предстоит прилагать максимум усилий, − говорит экономист.

Такой высокий уровень изъятия доходов не влезает ни в какие ворота

Эксперт подчеркивает, что у Беларуси до сих пор нет стратегической программы экономических преобразований или реформ. Есть только точечные подвижки в виде, например, десяти документов в сфере бизнеса и ряд изменений в других сферах.

Как пример комплексной программы экономист приводит совместный план действий Нацбанка и правительства, принятый после прихода нового руководства Нацбанка, и стратегию этого ведомства на ближайшие годы. Похожего комплексного системного документа не хватает для всей страны, считает Антон Болточко.