В этом году алгоритмические ньюсфиды в Китае заработают на рекламе около $7 млрд. Это уже 15% всего китайского рынка онлайн-рекламы
Когда два года назад "Яндекс" запустил рекомендательную ленту "Дзен", для рынка это стало полной неожиданностью. Тогда медиа работали с новостными агрегаторами и социальными сетями, а рекомендации на базе алгоритмов искусственного интеллекта жили в основном в развлекательных сервисах – например, в музыкальных.
Идея подключить искусственный интеллект к контенту даже крупным западным компаниям пришла в голову довольно поздно. Например, Google, гигант мировой технологической индустрии, запустил свой "Дзен" – сервис персональных рекомендаций Google Feed – только осенью этого года. А вслед за ним личными рекомендациями озаботились и социальные сети – американская Facebook запустила Explore Feed, российская ВК сделала похожий проект в сентябре.
Но есть страна, где рынок сервисов персональных рекомендаций существует уже несколько лет и на нем, в условиях жесточайшей конкуренции, работают десятки игроков. Эта страна – Китай.
В России, как и в западном мире, об этом рынке мало что известно. Даже в "Яндексе" только год назад узнали, что в Китае есть аналогичный "Дзену" сервис – Toutiao, открытый еще в 2012 году.
Сегодня мы хотим рассказать о самых крупных и амбициозных китайских проектах в этой области. И о том, что интеллектуальный newsfeed – это, возможно, новый поиск.
Больше 550 млн китайцев регулярно пользуются новостными агрегаторами, по данным China Internet Network Information Center
Китайский рынок рекламы в мобильных алгоритмических ньюсфидах:
Tencent
Вторая по капитализации китайская компания после Alibaba Group, старейшая на рынке – основана в 1998 году. Владеет крупнейшими в Китае онлайн-сервисами – мессенджерами QQ, WeChat, социальной сетью QZone, несколькими платежными системами, платформами по распространению контента, стримингом, браузером, облачным сервисом и так далее. У компании есть даже отдельная лаборатория искусственного интеллекта.
Нас интересуют два проекта Tencent, развивающие персонализированные newsfeed на базе алгоритмов искусственного интеллекта – Tencent News и newsfeed от WeChat.
Tencent News
Один из лидеров рынка newsfeed по аудитории. Анализирует интересы пользователей и на их основе показывает персонализированную ленту новостей. Работает на десктопе и, самое главное, в мобильном приложении. Среди новостных приложений на смартфонах Android Tencent News – на втором месте после Toutiao, по данным eMarketer. А China Internet Watch ставит Tencent News на первое место по размеру ежемесячной аудитории.
Сама компания описывает Tencent News как сервис, который фокусируется на серьезных, профессиональных новостях. В конце 2016 года Tencent сообщала, что выручка холдинга от медийной рекламы растет благодаря двум сервисам – Tencent News и Tencent Video. Контент Tencent News интегрирован в самый популярный в Китае мессенджер WeChat, поэтому неудивительно, что у приложения Tencent News большая аудитория – 220 млн человек ежемесячно, отмечало в мае издание China Internet Watch.
Старейший и самый крупный по аудитории мессенджер в Китае, ежемесячно им пользуется почти 800 млн пользователей. А это весь китайский интернет и половина населения Китая. Феномен WeChat заключается в том, что это приложение действительно вмещает в себя все. И это не фигура речи.
Если изначально WeChat был просто мессенджером, то сейчас это конгломерат самых разных сервисов. В нем есть платежная система, сервисы заказа такси и покупки билетов, бронирование отелей, интернет-магазины, приложение для знакомств, есть возможность запускать свои приложения. В общем WeChat может заменить весь (мир) интернет.
Кроме того, WeChat плотно интегрирован в повседневную жизнь каждого китайца. Причем даже в офлайне: например, во многих интернет-кафе можно подключиться к WiFi только с помощью WeChat-аккаунта.
Новости от WeChat
Пять лет назад WeChat запустил свою первую новостную ленту – Moments. Она похожа на newsfeed от Facebook: лента показывает сообщения от друзей и медиа, на которые подписался пользователь.
Но в этом году WeChat запускает настоящий, умный newsfeed, основанный на алгоритмах искусственного интеллекта. Он называется Top Stories. Он станет главным конкурентом Toutiao – стартапа, который первым в Китае освоил этот рынок и теперь находится в первых строчках рейтингов популярности таких сервисов.
Таким образом, Moments — это социальная лента, в которой важен не сам контент, а кто его опубликовал (например, друзья). Top Stories — это персональный ньюсфид. Здесь важна информация, а не кто ее опубликовал. Moments – это посты друзей, Top Stories — официальные аккаунты, минипрограммы и контент из других приложений Tencent.
В чем сила ньюсфидов от WeChat? В первую очередь в доступе к огромной аудитории всего сервиса. Медиа, которые попадут в этот newsfeed, гарантированно получат миллионы читателей. Это уже происходит: именно благодаря WeChat в Китае произошел настоящий бум блогеров или WeMedia (читайте об этом в предыдущей статье).
Toutiao
Название сервиса Jinri Toutiao буквально означает "заголовки новостей". Он был создан в 2012 году компанией Beijing ByteDance Technology, основанной китайским бизнесменом Чжан Имином. Это тот случай, когда внезапно выстреливает стартап, создает новый рынок, а потом на него приходят матерые интернет-гиганты вроде Tencent и Baidu.
Забавно, что сначала Чжан Имин хотел сделать агрегатор шуток. Но потом начал активно изучать рынок мобильных новостей и понял, что это у этого направления больше шансов на успех. Человеку очень сложно разобраться во все возрастающем потоке новостей, поэтому надо предложить ему выборку, которая будет основываться на его интересах. В тот момент интересы пользователей изучали в основном соцсети и формировали на их базе ленты. Но ленты с подписками самих пользователей, а не сторонним, но потенциально интересным контентом.
В результате Toutiao за несколько лет вырос в огромный бизнес с оценкой больше $20 млрд. Каждый день его читают более 100 млн человек: они проводят внутри сервиса в среднем 75 минут в день. Это очень много. Для сравнения, пользователь Facebook проводит в соцсети в среднем 20 минут в день.
Интересно, что Toutiao начинал как агрегатор чужого контента: сервис просто копировал полные тексты СМИ на свою платформу. Именно так он набрал аудиторию, а уже затем стал договариваться с медиа и, главное, запустил свою платформу для авторов. Сейчас большая часть контента (более 70%) создается авторами и медиа на платформе Toutiao. Это одна из основных платформ для китайских WeMedia.
Yidian Zixun
Был запущен компанией Particle Inc еще в 2013 году. Сейчас у Yidian Zixun – 55 млн пользователей в день.
Сервис получил инвестиции от производителей смартфонов Xiaomi и OPPO: это обеспечило ему гарантированную предустановку на их устройствах. Это сильное конкурентное преимущество: обе компании занимают более 30% китайского рынка смартфонов. У Yidian Zixun есть и другие инвесторы, включая известный фонд Кремниевой долины Sequoia. Кроме того, ходят слухи, что компания ведет переговоры о продаже с холдингом Tencent.
Ньюсфид Baidu
Baidu – это китайский "Яндекс", крупнейший в стране поисковик. Дневная аудитория его ньюсфида – около 100 млн пользователей, а прогнозируемая на 2017 год выручка – $1 млрд. У ньюсфида Baidu есть мощное конкурентное преимущество – он интегрирован в главную страницу мобильного приложения поисковика. У Baidu есть авторская платформа: там зарегистрировано около 0,7 млн авторов.
Однако многие признают, что Baidu серьезно запоздал с выходом на конкурентный рынок алгоритмических ньюсфидов. Тот же Toutiao в этом году планирует заработать на ньюсфиде вдвое больше Baidu – $2,3 млрд. На пятки китайскому интернет-гиганту наступает WeChat: он встраивает в свою платформу не только ньюсфиды, но и поиск.
Chinese media QDaily отмечает еще один важный момент: на китайской рынке онлайн-рекламы произошли изменения, и они не в пользу Baidu. Рекламодатели изменились: они стали предпочитать медийную имиджевую рекламу той, на которой зарабатывает Baidu – performance-based advertising. Все последние годы основные деньги Baidu зарабатывал на рекламе компаний малого и среднего бизнеса. Тогда как Toutiao выстраивал отношения с крупными брендами.
Sina Weibo
Сервис микроблогов, китайский аналог Twitter. По функциям больше напоминает гибрид Twitter и Facebook. У Sina Weibo – около 160 млн пользователей в день.
Sina Weibo развивает два продукта – ленту подписок пользователей и отдельную ленту популярных новостей (hot news). Это то, с чем только недавно начала экспериментировать Facebook: в шести странах мира соцсеть убрала посты СМИ из основной ленты и перенесла их в отдельный Explore Feed (медиа уже жалуются на падение трафика).
Sina Weibo зарабатывает на рекламе и продаже платных аккаунтов, но реклама приносит основную часть выручки.
Вывод: нюсфид+соцмедиа+поиск=любовь
Уже сейчас в Китае наблюдается интересный тренд, который относится не только к категории ньюсфидов. По сути, весь рынок идет в сторону интеграции разных сервисов в один. Так, социальные сети и мессенджеры внедряют у себя ньюсфиды. А владельцы ньюсфидов активно работают с авторами и внедряют социальные элементы.
Больше того, даже такой консервативный сервис как поиск тоже идет в ту же сторону. Тот же Baidu недавно сообщал, что видит поиск и ньюсфид как единый продукт. К тому же рынок поиска может быть получить неожиданных новых игроков – социальные сети и мессенджеры. В качестве примера – WeChat, который на своей платформе внедряет не только алгоритмический ньюсфид, но и поиск. Нельзя исключать, что скоро все сервисы, которые раньше существовали отдельно, сольются в один. По крайней мере в Китае.
Автор – Анастасия Голицына, редактор медийных проектов "Яндекс.Дзена"