Не удержался и посмотрел «Матильду». А потом, в довесок к ней – ещё один российский фильм об александровской эпохе, полузабытого ныне «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова. Да, месье знает толк в извращениях…
Конечно, уже многие коллеги паровым катком проехались по лубочной зарисовке Алексея Учителя. Совершенно справедливо разбили её в пух и прах за слишком вольное обращение с исторической фактурой, отсутствие психологизма и посредственную игру основных актёров. Кажется, к сказанному и добавить уже нечего. Но…
Сравнение лубка старого и лубка нового позволило отчётливо понять одну проблему нашего кинематографа… Точнее, две – сплетённые воедино.
Берём ту же «Матильду». На момент описываемых событий Николаю Александровичу, будущему Николаю II от 22-х до 26-ти. Играет его 40-летний Ларс Айдингер. Увы, перевоплощение в молодого наследника ему не удалось, и в итоге душевные метания главного героя больше похожи на кризис среднего возраста, чем на страсть юности.
Императору Александру III в 1890 году, к которому относится завязка сюжета, было всего 45. Но эту роль исполняет Сергей Гармаш, которому 63 по паспорту и под 70 внешне (увы, популярные актёрские пристрастия добавляют возраст к имиджу). Как результат – в картине дедушка на стадии увядания, а не мужчина в расцвете. Он и учит-то своего сына как внука скорее, потому во всех сценах чувствуется неискоренимая фальшь.
Государыне Марии Фёдоровне – от 42-х до 46-ти. Исполнительнице её роли, Ингеборге Дапкунайте, 54. Здесь возрастной разрыв не так велик, но специфическая внешность литовской актрисы добавляет ей лет. И как следствие, конфликт её с Матильдой Кшесинской смотрится как злоба старой карги на давно утраченную юность – немного комично даже.
Кстати сказать, в «Цирюльнике» было то же самое: 40-летнего Александра играл 54-летний на тот момент Никита Михалков, а 20-летнего юнкера Толстого – 38-летний Олег Меньшиков, причём и в гриме каждый выглядел примерно на свой возраст. Из-за этого Станиславский вспоминался постоянно.
Понятно, что старый конь борозды не портит. Но более-менее выйти за рамки возраста и красиво сыграть молодого героя удалось в нашем кино разве что Георгию Вицину в «Женитьбе Бальзаминова». Но там недюжинный талант артиста объединился с высоким профессионализмом гримёров.
И ведь нельзя сказать, что нет в России молодых талантливых актёров. Но по странному совпадению, в картинах с хорошим бюджетом (на «Матильду» было потрачено 25 млн долл., на «Матильду» и вовсе 35 млн) главные роли неизменно достаются ветеранам сцены. Не исключено, что по экономическим причинам.
Но о зрителе хоть кто-то думает?