Одна из главных интриг уходящего года в части архитектуры и градостроительства —какой будет территория вокруг строящихся домов в рамках программы реновации. За несколько дней до предполагаемого окончания международного конкурса на разработку архконцепции экспериментальных площадок (стартовал 25 апреля 2017 года — прим. ТАСС) власти Москвы поменяли "правила игры". Было решено, что в выборе концепции примут участие сами москвичи.
О том, когда жители столицы смогут увидеть проекты будущих кварталов реновации, а также о развитии концепции нового парка "Зарядье" и блокчейне в архитектуре в интервью ТАСС в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
— Изначально планировалось, что конкурс на разработку архконцепции кварталов реновации в Москве завершится в начале ноября. С чем связан перенос сроков?
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
Власти Москвы запустят публичное обсуждение архитектурных проектов по реновации
— Эта сложная кропотливая работа продолжается уже несколько месяцев, мы тщательно подходим к выбору архитектурной концепции и предоставляем возможность реализовать лучшие идеи специалистам со всего мира: в конкурсе участвуют 19 стран. В начале августа 2017 года из нескольких сотен архитекторов мы выбрали 20 команд, которые придумали новый облик для пяти экспериментальных площадок в рамках программы. Обновленные кварталы появятся в районах Кузьминки, Головинский, Царицыно, на проспекте Вернадского и в Хорошево-Мневниках. В список участников вошли различные архитектурные бюро, в том числе британское Zaha Hadid Architect, а также "Прайд", АRTEZA, Transsolar, Tyrens, KPMG, "Крост", Habidatum, ООО "АБ "Остоженка", подразделение девелоперской группы ПИК, альянс российских бюро IRenovation и другие. Зарубежные бюро могли участвовать в консорциумах с российскими. Работы к финалу конкурса принимались до 13 октября.
В техзадании для разработчиков акценты расставлены следующим образом: реновируемые кварталы должны представлять из себя дворы с большим количеством зелени, полностью свободные от автомобилей, где будут возведены дома высотой не более 14 этажей.
Незадолго до завершения конкурса Москвы Сергей Собянин дал нам поручение не выносить единоличное решение по выбору проектов-победителей и провести публичные презентации проектов для всех желающих, в ходе которых москвичи смогут высказать свое мнение. Мы соберем и проанализируем отзывы. Вполне возможно, на основании этого в проекты будут вноситься изменения.
Мы не сомневаемся в компетентности и профессионализме жюри, в которое вошли руководители профильных структур и департаментов Москвы, — заммэра Москвы Марат Хуснуллин, руководитель департамента градостроительной политики Сергей Левкин, специалисты Российской академии архитектуры и строительных наук, Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и госслужбы, члены Общественной палаты Москвы, российские и международные архитекторы. Сам я также являюсь членом конкурсной комиссии. Однако сама программа реновации охватывает большую часть жителей Москвы, и прежде всего им решать, в каком пространстве они хотят жить.
— А почему было не запустить голосование в "Активном гражданине", как это сделали власти города с отбором домов для включения в программу реновации?
— Мы могли бы оставить последнее слово за москвичами, но лучше будет, если отбор финалистов произойдет при участии профессионального архсообщества. Оно не только видит "картинку", но и оценивает функциональность и надежность проектов. Однако и жюри будет принимать решение только после того, как мы поймем, что последний желающий горожанин высказался о проектах. По сути, конкурсная комиссия будет работать на основании мнений граждан.
— Какие элементы и идеи конкурсных работ показались вам наиболее интересными, если не называть конкретные проекты? Какие планировочные решения встречаются чаще всего?
СПЕЦПРОЕКТ
Истории москвичей, попрощавшихся с пятиэтажками
Как получить пять комнат вместо одной квартиры в хрущевке и переехать в новостройку из ветхого дома
— Не буду забегать вперед и раскрывать все карты, но скажу одно: я детально изучил работы и с полной уверенностью заявляю, что конкурс удался. Это интересные яркие работы, о которых не расскажешь в двух словах. К тому же я являюсь противником рассказов об архитектуре, я считаю, что ее надо смотреть. Но скажу, что нет единой тенденции, например, покрасить все дома в "экологический" зеленый цвет. Архитектура — очень сложная вещь. Ее нельзя упрощать, сводя все к набору типовых элементов. Это очень сложный набор мероприятий, инженерных и планировочных вещей, которые не выразить в одном или двух словах. Все узнаете, а главное, увидите — позже.
— На форуме много говорят про инновационный парк "Зарядье". Какие страны проявили интерес к его архитектурной концепции и, возможно, хотели бы реализовать подобное?
— Все мировые СМИ пишут о парке. Он является хедлайнером не только в России и в Москве, но и во всем мире. Фактически с возведением "Зарядья" в Москве появился принципиально новый тип городского пространства. Это территория с очень сложной комбинаторикой: это одновременно и парк, и публичное пространство, и городская площадь, и образовательный и культурный центр. Аналогов такого парка в мире нет. Конечно, с нами много советуются и консультируются, в частности, коллеги из Франции, Нью-Йорка. Высокую оценку парку дали представители Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
— Грядут новогодние и рождественские праздники, где главным украшением традиционно является елка. Впишется ли новогоднее дерево в облик "Зарядья"?
— Парк "Зарядье" — всесезонный, и его территория вполне адаптивна к таким вещам. Но решение об установке ели должно принимать руководство парка. Мое мнение — новогоднее дерево отлично впишется в архитектурное пространство "Зарядья". В парке есть внесезонные аттракторы (пространства), есть зоны, где формируется добавленный климат, более комфортный, чем погода на улице. Также достаточно разнообразный контент в павильонах — это и музеи, и рестораны. Так что новогодняя ель, безусловно, придаст всему этому дополнительную прелесть.
— Все главные парки Москвы оборудованы катками. Может ли он появиться в "Зарядье"?
— Каток — достаточно популярная история, москвичи активно их посещают в любое время года, особенно зимой. Катание на коньках — это вообще одна из главных зимних забав. Тем не менее мы специально не стали его делать в "Зарядье" — там и так уже много всего. К тому же его обустройство требует большой площади, территория парка этого не позволяет. Даже на Красной площади больше места, чем в парке "Зарядье". Кроме того, каток не получится сделать из-за рельефа парка. На холмистой местности это будет уже не каток, а снежная горка.
— В скором времени Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского, который до последнего момента находился в ведении Минкульта РФ, перейдет правительству Москвы. Как вы думаете, нуждается ли здание цирка в реконструкции или реставрации? Цирк был построен в 1971 году, никогда капитально не ремонтировался.
— Цирк на проспекте Вернадского является культурным объектом, знаковым, узнаваемым, я бы даже сказал, каноническим. Он стал частью облика Москвы. Я надеюсь, его не коснется видоизменение, и он останется таким, какой он есть.
— Сегодня в правительстве Москвы активно говорят о применении блокчейн-технологий (децентрализованная база данных, у которой устройства хранения данных не подключены к общему серверу — прим. ТАСС) в различных сервисах города. Как данная технология может быть применима в архитектуре?
— Блокчейн применим абсолютно во всем. Вопрос в том, будет ли это иметь положительный эффект. Сама по себе идея, может, и благородная, но путь прозрачности — небезопасный. Приведу пример. Серия сексуальных разоблачений на Западе — это все результат применения технологии блокчейн. То есть ты видишь сам факт случившегося, но на ход событий повлиять не можешь.
Беседовала Екатерина Лука