Найти тему

Немецкие корни советских орудий

Для интересующихся историей особо не секрет, что в определенный момент очень молодой и еще не всеми признанный Советский Союз и столь же молодая и всеми униженная и оскорбленная Веймарская Республика нашли между собой общий язык и начали дружить военными кругами. Чтобы не пугать весь мир дружили они конечно же тайно. Все знают про учебный летный центр в Липецке, танковую школу и химические полигоны - их деятельность довольно подробно описана и различается только в личных предпочтениях того или иного автора. Одни рассказывают как много данные школы дали Германии, другие же - как много они дали СССР. Так или иначе тема довольно известная. Гораздо менее известны подробности именно военно-технического сотрудничества между двумя странами в межвоенный период и вот об этом хотелось бы сказать пару слов.

Итак, начнем с разу с козырей - так или иначе в основе многих удачных артиллерийских и зенитно-артиллерийских систем которые применялись РККА в войне против Германии - были немецкие разработки. Под "корнями" тут понимается не только наличие базового образца немецкой разработки, но помощь в создании конструкторской школы, производства и отладки технологического процесса.

После революции в Советской России ситуация с разработкой вооружений складывалась очень непросто - послевоенная разруха, потеря части важных промышленных районов, эмиграция и физическая смерть многих квалифицированных инженеров и рабочих (война, испанка, тиф, голод, гражданская и еще множество факторов) - все это изначально делало качественный рывок в разработке и производстве вооружения почти невозможным. Более того - во время войны даже в Российской Империи не хватало мощностей для покрытия потребности в оружии и боеприпасах - постоянно размещались крупные военные заказы в США, Франции и других странах. После интервенции большинство стран, где раньше закупалось оружие - стали рассматриваться как потенциальные враги, да и сами они продавать оружие "государству рабочих и крестьян" не спешили. Нужно было искать какой-то выход, т.к. иллюзий на счет "последней войны" советское руководство точно не питало.

Красноармейцы в конце 20-х, начале 30-х годов
Красноармейцы в конце 20-х, начале 30-х годов

Выход нашелся довольно быстро - новая Германия, которая по Версальскому договору была практически полностью разоружена, но обладала современным и опытным военно-промышленным комплексом, который мог решать задачи как по разработке, так и по внедрению новейших средств ведения войны. Обе страны не имели возможностей (по разным причинам, правда) создать современные вооруженные силы, но объединив усилия... В общем отношения можно назвать сугубо практичными или даже отчасти вынужденными - больше дружить было особо не с кем. А когда в 29-ом разразился мировой экономический кризис (а он затронул далеко не только США, просто остальные про него столько фильмов не снимают), подорвавший международную торговлю - немецким производителям советские заказы стали нужны еще острее. Каждый заказ на разработку - это более или менее живые деньги, которыми можно выплачивать зарплату и поддерживать компанию на плаву, в условиях когда свое государство не имеет ни права, ни денег для поддержания ВПК.

Солдаты рейхсвера в 1927-ом году
Солдаты рейхсвера в 1927-ом году

СССР, в свою очередь, вел довольно активную политику по закупке технологий военного и двойного назначения по всему миру - и не смотря на политически разногласия - практически всегда удавалось приобретать желаемое. Более того, судя по содержанию переговоров советских и немецких представителей - немцев порой удавалось неплохо "прогибать" на скидки - мотивирую наличием конкурирующих предложений от британцев или даже шведов - немцам ждать заказов больше было не от кого. Немаловажный момент - СССР закупал оружие и технологии на кредиты. К концу 31-ого года задолженность СССР составляла уже около 1 миллиарда марок. При этом контракты заключались, как правило, с представителями конкретных фирм, а кредиты выделялись уже немецким государством. В итоге СССР получал необходимые технологии "здесь и сейчас", но вынужден был рассчитываться по кредитам - и начался в стране голод или не начался - кредиты нужно было оплачивать иначе могли на самом интересном прервать передачу документов и образцов.

В частности одни из самых тесных контактов были налажены с фирмой Рейнметалл - которая в отличии от Крупп согласилась на жесткие советские условия разработки и поставки артсистем практически в обход даже немецкого военного ведомства. Переговоры велись на столько тайно, что даже сейчас встречаются разные оценки того - что же в итоге заказывали у Рейнметалл - по крайней мере данные в Википедии отличаются от того, что есть в литературе, а разные авторы называют разные сроки, цены и условия договоров. В итоге заказали можно сделать вывод, что заказали: 3-дюймовая зенитная пушка (75-76мм), 15-сантиметровая мортира (152мм), 37 мм противотанковая пушка, 20 мм автоматическая пушка, а также 37 мм автоматическая зенитная пушка и 6-дюймовая гаубица (152мм). Окончательно договор вступил в силу осенью 1930-ого года, СССР должен был выплатить почти астрономические по тем временам 2,5 млн. долларов. Все заказанное было разработано (или же доработано) немцами в срок и поставлено вместе с документацией в СССР. А вот дальше начались проблемы - все разработанные и поставленные в Союз системы были приняты на вооружение РККА, но... в серию почти ничего из этого не пошло.

Принятая на вооружение в СССР противотанковая пушка 1-К обр. 1930 года. Еще на деревянных колесах
Принятая на вооружение в СССР противотанковая пушка 1-К обр. 1930 года. Еще на деревянных колесах

Основных причин было 2 - и они абсолютно противоречивые: с одной стороны технологический уровень большинства заводов, которые должны были начал строить эти системы попросту не позволял наладить их выпуск. Проблемы были как в связи с отставанием, так и с базовой разницей - промышленность в России развивалась с большей оглядкой на Англию и Францию и, чаще всего, по их стандартам (хотя и не везде, Крупп тоже участвовал). Соответственно немцы при разработке опирались на свою пром. базу и свои стандарты, что создавало дополнительные сложности в освоении.
С другой же стороны, ознакомившись с полученными образцами многие из них советские специалисты сразу (или почти сразу) захотели модернизировать. Так, например, 37-мм немецкая противотанковая пушка (которая потом станет всем известной "колотушкой вермахта" Pak 35/36) показалась недостаточно мощной и автоматизированной. В результате РККА получила не менее знаменитую "сорокопятку", в которой кроме увеличения калибра удалось создать полуавтоматическую систему заряжания орудия и хороший осколочный снаряд. У немцев, вплоть до снятия с производства в 42-ом, пушка оставалась "четвертьавтоматом", а легкие британские пт-пушки в принципе не имели боеприпасов для борьбы с пехотой. Так что с одной стороны промышленность не могла освоить клиновые затворы, а с другой - некоторые образцы оказывались впереди планеты всей.

Немецкая Pak 35/36. Колеса как раз были изменены в процессе модернизации 35-36 годов.
Немецкая Pak 35/36. Колеса как раз были изменены в процессе модернизации 35-36 годов.

О чем это вообще все - тогда сложилась парадоксальная ситуация, в которой мы за дорого купили игрушки в которые не можем играть, но с другой - был получен огромный опыт - как вообще в мире сейчас делают такие "игрушки". Сложности с освоением некоторых систем были вплоть до середины войны, но нужно понимать, что малокалиберная зенитная артиллерия вообще создавалась с нуля - и то, что она хоть какая-то существовала к 41-ому году - это уже огромный прорыв. В целом можно говорить, что менее чем за 10 лет, используя наработки немецких инженеров СССР смог создать адекватные времени артиллерийские системы и, главное, наладить их массовый серийный выпуск. Оправданным ли было военное сотрудничество с Германией в тот период - каждый может составить собственное мнение.

Китайские истребители Шэньян J-11 - копия советских Су-27СК
Китайские истребители Шэньян J-11 - копия советских Су-27СК

Примерно тем же самым в 90-ые годы 20-ого века занимался Китай - после 89-ого многие страны наложили санкции, да и уровень развития промышленности был тот еще, но тут развалился СССР и российским предприятиям оборонки нужно было хоть как-то выживать - оставалось только продавать технологии тем, кто готов был платить. В результате, мы смогли сохранить основные отрасли, но в то же время помогли создать современный ВПК юго-восточному соседу. Будем надеется, что история не повторится.