Художник, индустриальный дизайнер и визуальный футурист Сид Мид известен как создатель концепт-артов для фильмов «Бегущий по лезвию», «Чужие» и «Трон». Мид на протяжении десятилетий определял то, каким мы видим будущее. На какие методы он опирается в своей работе и где черпает вдохновение? Strelka Magazine публикует выдержки из Skype-сессии с Сидом Мидом, состоявшейся в Институте «Стрелка» в 2015 году.
СОЗДАВАЯ «БЕГУЩЕГО ПО ЛЕЗВИЮ»
Ридли Скотт задумал применить к научно-фантастической вселенной стиль нуар-фотографии. Меня пригласили, чтобы я, опираясь на свой опыт индустриального дизайна, помог режиссеру рассказать эту историю. Я разработал дизайн всех транспортных средств, показанных в фильме, и некоторых элементов декораций, которые затем были построены постановщиком Лоуренсом Полом.
Свое вдохновение я черпал из самого сценария. А также из таких мест, как Куба, Юго-Восточная Азия, Индия, — мест, где техническая инфраструктура вынуждена была функционировать за счет надстроек и модификаций долгое время после того, как она устарела. Во вселенной «Бегущего по лезвию» настоящее будущее диктуют космические колонии. Земная инфраструктура — пережиток прошлого, чью жизнь продлили при помощи технологий.
ЛЮБИМЫЕ ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ
Помимо «Бегущего по лезвию» мне очень нравятся «Пятый элемент» Люка Бессона и «Бразилия» Терри Гиллиама. Эти фильмы мне кажутся самыми изобретательными, увлекательными и важными картинами новейшей киноистории. «Бразилия» и «Пятый элемент» мне близки во многом потому, что ни в одном из фильмов в работе дизайнеров не проскальзывает ни одной фальшивой ноты. Для меня очень важно, чтобы фильм оставался верен себе во всех деталях. Зрители сразу увидят, если что-то находится не на своем месте, обратят внимание на ошибку. Я люблю смотреть кино как дизайнер, как тот, кто много работал над фильмами и прочитал множество нереализованных сценариев.
«Бегущий по лезвию» был первым фильмом, над которым я работал со стадии препродакшена и до самого релиза — тогда у меня не было четкого понимания того, как вообще создаются фильмы. «Бегущему» удалось стать культовой картиной. Но фильмом, работа над которым доставила мне истинное наслаждение, была «Космическая одиссея 2010», снятая Питером Хайамсом, — потому что я тогда уже знал, как устроен весь кинопроцесс. Я прочитал сценарий, встречался с Питером на студии MGM и с Артуром Кларком, автором оригинальной книги. В моей памяти этот фильм сохранился как осязаемый рабочий процесс, течение которого было мне понятно от начала и до конца.
О ТРАНСПОРТЕ БУДУЩЕГО
В моем понимании автомобили — перемещающееся частное пространство. Полагаю, что человечество вряд ли от них скоро откажется. Я думаю, они продолжат существовать хотя бы для личного удовольствия — как что-то наподобие собственной лошади, верхом на которой можно выйти на прогулку в свободное время. Лошадей больше не используют как вид транспорта. Мы держим их для участия в бегах, что, по сути, является развлечением, и для верховой езды как приятного времяпровождения.
Автомобили будут брать в прокат у правительства или городских структур, а использовать их будут на временной основе. Я разработал один такой автомобиль по заказу Амстердама 20 лет назад. Идея была такой: садишься в автомобиль, вставляешь кредитку и платишь только за то время, что пользуешься машиной. Выходишь — и машиной может воспользоваться кто-то еще. Я думаю, это станет одним из основных способов использования автомобиля в будущем.
МЕТОД ДИЗАЙНА И ИСТОЧНИКИ ВДОХНОВЕНИЯ
Мой рабочий процесс не изменился. Моя дизайнерская этика и мои методы сегодня остались такими же, какими они были последние 56 лет. Появление компьютеров позволило мне хранить изображения на жестком диске, сканировать зарисовки и работать с цветами перед презентацией клиенту, добавлять графические элементы. Но настоящим мастерством для меня остается использование гуаши и работа с бумагой. Также нельзя забывать, что на протяжении всей человеческой истории идея была важнее инструмента, при помощи которого она воплощается.
Воспоминания — главный источник вдохновения. Я не думаю, что для дизайнера есть что-либо важнее этого, в какой бы отрасли вы ни работали. Вдохновение зависит от того, что вы знаете и что вы помните. Изощренность работы зависит от вашей способности применять эти воспоминания на практике.
Стиль эпохи влияет на ваш образ мышления. То, что вы читаете, ваш выбор самообразования определяют то, что вы впитаете в себя. Меня волновали геометрия продукта и его социальный контекст, и я оказался под влиянием современных авторов — таких, как Артур Кларк. Мое вдохновение проистекало из любопытства.
САМАЯ СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА
Для меня как дизайнера самой сложной задачей оказалась работа над суперъяхтами. Мне довелось поработать над двумя. Первая предназначалась для саудовского миллиардера Аднана Хашогги. По финансовым причинам она так и не была построена. Вторую яхту, заказанную Дональдом Трампом, тоже не построили — и снова из-за финансовых обстоятельств.
Чем больше денег планируют вовлечь в проект, тем выше вероятность того, что он никогда не будет осуществлен, потому что в финансировании участвует слишком большое количество источников. Чтобы спроектировать что-то настолько огромное (размеры яхты достигали 120 метров), нужно хорошо продумать пространство — это напоминает процесс проектирования огромной трехмерной головоломки, кубика Рубика, если хотите. Для дизайнера это самый сложный вызов.
Сюда я бы также отнес мою работу над салоном частного Boeing 747. Все здесь предназначалось для использования в полете, и приходилось учитывать огромное количество аспектов безопасности и подбирать соответствующие материалы. Это была очень сложная задача. Но вдохновляет то, что, в отличие от яхт, этот проект на самом деле увидит свет.
ВООБРАЖАЯ БУДУЩЕЕ
Когда я был маленьким мальчиком, я всегда рисовал разные ситуации, сценарии. Будущее никогда не возникает на ровном месте — оно волочит за собой хвост прошлого. Поэтому, когда я работаю над дизайном продукта или автомобиля для фильма, я всегда держу в голове историю, частью которой они станут. Сбудется экранное будущее или нет, зависит от того, воспримет ли его общество как свою завтрашнюю реальность. Моя картина будущего не имеет лишних или недостающих деталей и проработана во всех аспектах — это сценарий, который можно представить существующим на самом деле.
Сегодня можно отправиться в магазин электроники и приобрести что-то, что еще 10 лет назад можно было увидеть только на киноэкране. Здесь кроется проблема создания фильмов для широкой аудитории: если зрители могут купить ваше футуристическое видение в ближайшем магазине, это отбивает интерес к вашему фильму.
Следующий большой технологический скачок, скорее всего, повлечет за собой появление киборгов, роботов-гуманоидов и прямое подключение электроники к мозгу. Наше представление о нормальном встанет с ног на голову, и это придется не по нраву очень большому числу людей. Мне остается только надеяться, что мы сможем пережить эти перемены и не утратить того, что делает человека человеком.
Подписывайтесь на Strelka Magazine в ВКонтакте, Facebook, Telegram