В 1994 году император Российской империи Александр III планировал начать строить военно-морской порт на Кольском полуострове в незамерзающей Екатерининской гавани и проложить к нему железную дорогу. Но не успел и умер.
Николай II под воздействием своего дяди генерал-адмирала Алексея Александровича отказался от этой идее в пользу сооружения военно-морской базы на Балтике в Либаве.
Решение очень странное. Ведь идея была в том, что России нужен прямой выход в океан и незамерзающий порт. Именно этим и обладало потенциальное место для будущего порта.
В тоже время Балтика и Чёрное море легко блокировались противником в случае военных действий.
Итог следующий. База в Либаве стала малопригодной к использованию из-за подвижки донных песков, и в ходе 1-й мировой было быстро захвачена немцами.
В тоже время, с началом 1-й мировой пришлось экстренно строить базу на Кольском полуострове (ныне Мурманск), потому как нужна была связь с союзниками. Имейся эта база с железной дорогой, возможно, Россия не познала бы снарядный голод 1915 года и немецкое наступление удалось бы отбить.
Были и другие негативные последствия. В самом конце 19 века Россия ввязалась в Дальневосточную авантюру и взяла в аренду у Китая Порт-Артур. Не последним мотивом было желание иметь океанский незамерзающий порт. Окончилась эта затея поражением в Русско-Японской войне. Однако наличие уже существующего порта на Кольском полуострове могло бы привести к принятию и другого решения.
Необходимость наличие базы на Мурмане обуславливалась и международной обстановкой в конце 19 века, характеризующейся геополитической конфронтацией с Англий.
Русская доктрина в этой борьбе была следующей: крейсерская война. Предполагалось крейсерскими операциями нарушать английское судоходство. Наличие подобной перспективы могло удержать Англию от враждебных действий. Но именно эти Англия занималась в Русско-Японской войне.