Найти тему
МИСТЕР МИТСУБИСИ

Боевой ледокол российского флота - ставка на Арктику

Уже ни у кого не вызывает сомнений, что Арктика, с ее огромными запасами нефти и газа, становится ареной противостояния США с их союзниками и России. Экономические интересы развитых стран в этом регионе понятны, но взгляды сторон зачастую на совпадают и с каждым годом напряженность только растет. В июле 2015 года Минобороны США опубликовало Национальную военную стратегию, в которой Россия отнесена к числу ревизионистских государств, бросающих вызов международным нормам, не уважающих суверенитет соседей и подрывающих региональную безопасность.

В настоящее время американцы ведут активный мониторинг воздушно-космического, морского, сухопутного и кибернетического пространств в Арктической зоне — аналитики используют данные американских разведывательных спутников и глубоководных датчиков. Национальное агентство геопространственной разведки составляет новые карты и схемы водных путей и территорий, планирует опубликовать трехмерные подробные карты всей Арктики — к 2017 году. Все это делается под благовидным предлогом экологического мониторинга, однако главным объектом внимания американской разведки является российский военный потенциал.

Кроме этого американское руководство разрабатывает конкретные планы наращивания морских операций и обеспечения американского превосходства в Северном Ледовитом океане, модернизирует системы ПРО морского базирования, просчитывает возможности военных операций, а к 2020 году планируется полностью подготовить американские войска к действиям в арктических широтах.

Россия действительно наращивает военную группировку в арктическом регионе и по отечественным меркам вливания в обустройство военной инфраструктуры Заполярья просто огромны. Активно реконструируются аэродромы, в состав и без того самого мощного у России Северного флота, вводятся новые корабли и подлодки, а большинство разработок новейших видов оружия и техники создаются с прицелом на использование в Арктике. Примером последнего является работа над уже наделавшим шума в западных СМИ самолетом АТН-51, также известным как «Черная чума» и над кораблями проекта 23550.

Вся информация по «Черной чуме», которая так напугала американцев и их прихвостней, в настоящее время находится под грифом «совершенно секретно» и пока неясно, что будет представлять самолет будущего в реале. Корабли же уже становятся явью и аналитик американского издания War is Boring Роберт Бекхусен уже назвал ледоколы проекта 23550 самыми необычными среди кораблей этого класса благодаря "вооружению уровня эсминца".

Первый из двух запланированных кораблей проекта 23550 – «Иван Папанин», был заложен 19 апреля 2017-го в Санкт-Петербурге и фактически будет представлять собой первый в мире боевой ледокол. Технические характеристики корабля водоизмещением семь тысяч тонн не имеют аналогов, и он будет совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

По данным Бекхусена, "Ивана Папанина" вооружат крылатыми ракетами "Калибр" и 76-миллиметровой артиллерийской военно-морской установкой АК-176МА, выполненной по технологии "стелс".

- Более привычным выглядело бы оснащение корабля противоракетными средствами и стрелковым оружием. Специальное вооружение, более характерное для эсминцев, является для ледокола нестандартным решением, - пишет аналитик.

Головной корабль проекта 23550 планируется передать Военно-морскому флоту страны уже в 2019 году. "Иван Папанин" станет первым в истории ледоколом, который сможет действовать в арктической зоне, как в составе боевых судов, так и самостоятельно, обладая способностью наносить удары по морским, береговым и воздушным целям. Корабль длиной почти 110 метров и шириной около 20 метров может преодолевать льды толщиной до полутора метров. Автономность похода составляет 60 суток. Судно оборудовано вертолетной площадкой и ангаром для вертолетов и беспилотников. Кроме того, на нем размещены два скоростных боевых катера типа "Раптор".

Со слов генерального директора предприятия «Адмиралтейские верфи» Александра Бузакова, закладка второго корабля серии – «Николай Зубков», скорее всего, состоится в 2019 году, а сроком сдачи станет 2022 год.

Сама формулировка «боевой ледокол» долгое время воспринималась зарубежными экспертами как абсурд. Боевые действия в условиях низких температур, да и сам факт проведения боевых операция в таких условиях долгое время считался больше делом далекого будущего, чем реальной необходимостью, но стремительное освоение Арктики наложило свой отпечаток и на разработку боевых кораблей. Опасения зарубежных военных вполне понятны, ведь «боевой ледокол» будет способен не только «пробивать» коридоры гражданским судам и обеспечивать стабильные грузоперевозки, но и при необходимости уничтожать нарушителя морских границ России.

© Андрей Рухлов

Ледоколы
7779 интересуются