Для самостоятельного определения уровня готовности ребёнка к школе существует несколько способов. Во-первых, обратите внимание на следующие: умеет ли ребёнок сосредотачивать своё внимание.
Например, когда отвечает на вопросы, использует в своей речи: распространённые или простые, не нарушено ли строение предложений; какова его речь: плавная или прерывистая. Когда ребёнок рассматривает картинку, спросите его «Расскажи, что здесь нарисовано?» Понаблюдайте, чётко ли ребёнок произносит звуки или, наоборот, торопится и половину звуков пропускает, умеет ли он плавно и выразительно читать стихотворение наизусть; умеет и копировать образец, например, фразу: «Я иду в школу»; способен ли нарисовать человека (желательно все части тела); может ли запомнить 4-5 слов на слух, а затем воспроизвести их. В различных школах задания могут варьироваться.
Уровень готовности ребёнка к обучению в школе можно определить с помощью следующих примеров:
Достаточно развито мышление:
- Умеет вести устный счет от 0 до 10.
- Знает последовательность чисел (понимает, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после него» справа от него в числовом ряду)
- Знает цвета и формы.
Достаточно развита речь:
- Умеет строить предложения.
- Правильно произносит все звуки.
- Умеет с выражением читать наизусть.
Достаточно развито знания о себе:
- Знает ли своё Ф.И.О
- Домашний адрес.
- Как зовут родителей Ф.И.О
- Дату своего рождения (число, месяц, год)
Достаточно развито знания об окружающем мире:
- Знает ли времена года, части суток, дни недели, месяцы; знает их количество и последовательность. Называет весенние, летние, осенние и зимние месяцы. Умеет описывать, что происходит с природой в то или иное время года. Ориентируется во времени.
- Знает ли основные цвета, основные геометрические фигуры.
- Отличает ли хищных животных от травоядных. Отличает перелетных птиц от зимующих. Отличает садовые цветы от полевых. Отличает деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей.
- Умеет ли ориентироваться в пространстве. Знает ли понятия: «право – лево», «впереди, позади, слева, справа, вверху, внизу, из, под, над, на и т.д.»
- Умеет рассказать, чем он любит заниматься.
- Самое главное: может ответить на вопрос: «Зачем он идет в школу?»
Помните ребёнок, отлично подготовленный к школе, не только хорошо учится, но и отлично общается со сверстниками, радует преподавателей и родителей своими творческими успехами!