Найти в Дзене
novorossia

Дискредитация противника: украинский опыт

Одной из основных задач информационной войны является дискредитация противника. Конфликт на Донбассе здесь не исключение. Информационные потоки, выставляющие в негативном свете всё, что связано с Донбассом и его жителями, а равно с сочувствующими им россиянами, заполнили украинский сегмент интернета ещё до начала активных боевых действий весной 2014-го. При этом в тот, начальный период противостояния, такая активность носила в значительной мере стихийный и эмоциональный характер. Сегодня картина заметно иная.

В первую очередь, необходимо заметить, что жители региона как таковые нападкам организованной украинской пропаганды сегодня практически не подвергаются. Основными целями информационных атак подконтрольных Киеву медиаресурсов выступают властные структуры и официальные органы ДНР и ЛНР, в том числе персонально лидеры и республиканские силовики. Разумеется, достаётся и россиянам, как реально присутствующим на Донбассе, так и гипотетическим «оккупантам». Наконец, немалую долю в украинском медиапространстве занимают рассказы о том, как тут «всё плохо».

Такой характер медиаактивности, с одной стороны, свидетельствует о в целом разумной постановке задач и хорошей координации. Стратегически Киев строит свою информационную работу против республик достаточно грамотно: это уже не тот истеричный вой, что был характерен для начального периода войны. С другой стороны, фундаментальным слабым местом киевской пропаганды традиционно остаётся практическое отсутствие сколь бы то ни было убедительных доказательств обоснованности собственной позиции.

При подготовке информационных материалов подконтрольные Киеву СМИ в качестве источников информации по-прежнему часто используют сообщения частных лиц в соцсетях, принципиально не поддающиеся объективной проверке. При этом, однако, значительную долю информационного потока сегодня занимают сообщения представителей официальных структур, таких, как «штаб АТО», силовые ведомства, правоохранительные органы и другие. Доверия, впрочем, последние вызывают не больше.

Вечером пятого ноября жилые кварталы Киевского района Донецка подверглись обстрелу тяжёлой артиллерией, после чего на севере города жители могли наблюдать приземление реактивных снарядов, выпущенных РСЗО. При этом менее чем через час после начала обстрела на украинских ресурсах со ссылкой на «штаб АТО» появилась информация о применении тяжёлой артиллерии и РСЗО республиканскими подразделениями. Как водится, без каких бы то ни было обоснований и доказательств. Наблюдатели ОБСЕ по характеру повреждений впоследствии установили, что обстрел жилых кварталов вёлся со стороны украинских позиций. Хотя представители миссии традиционно не возложили ответственность за последствия на ВСУ, одно то, что они не обвинили в очередном самообстреле республиканцев, более чем красноречиво. Этот пример наглядно свидетельствует о степени достоверности информации, генерируемой «штабом АТО».

Характерной чертой многочисленных заявлений представителей украинских силовых ведомств последнего времени можно назвать ссылки на якобы имеющиеся в их распоряжении основания для тех или иных выводов, которые, однако, широкой общественности по каким-то причинам не предъявляются. Ярким примером служит недавний брифинг главы СБУ Василия Грицака, посвящённый расследованию гибели полковника Александра Хараберюша в марте этого года.

Вкратце история такова. 31 марта в Мариуполе была взорвана машина полковника СБУ А. Хараберюша, в результате взрыва сотрудник ведомства погиб. В конце октября в Одессе по подозрению в совершении диверсии была задержана девушка, жительница Донецка, которая, по словам главы СБУ, приехала в украинский город за биометрическим паспортом. Теперь она даёт признательные показания, о чём свидетельствует продемонстрированное на брифинге видео.. Организатором покушения г-н Грицак называет главу Центра спецопераций МГБ ДНР и даже приводит установочные данные.

«…Центр (специальных операций МГБ ДНР – авт.) возглавляет Евдокимов Василий Викторович, который родился 8 февраля 1973 года. Позывной символический — «Ленин». Центр координируется и финансируется спецслужбами РФ, и у нас есть обоснованные основания так говорить сегодня», — заявил на брифинге шеф СБУ.

То, что во всей этой истории много неясного, не об этом речь. О том, какие веские причины могли заставить донецкого диверсанта, рискуя жизнью, поехать на подконтрольную Киеву территорию за паспортом, можно рассуждать долго. Как и о степени достоверности «признательных показаний» «подозреваемой», сама причастность которой к мариупольскому взрыву неочевидна. Вопрос в другом: если у украинской спецслужбы «есть обоснованные основания так говорить», по каким причинам эти основания до сих пор скрыты от широкой общественности.

Это далеко не единственный подобный пример, скорее, это сегодняшняя нормальная украинская практика. Фактически слушателям и зрителям предлагается верить представителю одной из конфликтующих сторон, выдвигающему обвинения в адрес противоположной стороны конфликта, на слово. По всем писаным и неписаным правилам это нонсенс. В своё время в СССР проходил брифинг для журналистов. Были представлены сбитый лётчик Пауэрс, его оружие, снаряжение, обломки самолёта. Доказательства противоправной его, Пауэрса, деятельности. Нынешний Киев не считает нужным утруждать себя такими пустяками.

Дискредитация высших должностных лиц республик Донбасса, их позиции и публичных высказываний – ещё одно направление информационной войны, которую ведёт Киев. Освещение в украинских СМИ покушения на министра доходов и сборов ДНР А. Тимофеева, реакция украинской медиасферы на недавнее заявление главы ЛНР И. Плотницкого о возможном старте добычи золота в республике и последние законодательные инициативы главы ДНР А. Захарченко ярко иллюстрируют общие принципы, на которых строится эта работа. Всё, связанное с указанными лицами, плохо априори, а любые их высказывания заранее обесценены. В общем и целом, ничего нового или революционного, именно такой политики и следовало ожидать - с учётом того, что ДНР и ЛНР объявлены Киевом террористическими образованиями, диалог с которыми невозможен.

Наконец, ещё одна важная сфера, где подконтрольные Киеву СМИ проявляют организованную активность, - дискредитация самой жизни в республиках Донбасса. Любые негативные проявления, такие, как жалобы на плохую связь, проблемы с интернетом, водо- и теплоснабжением, безработица, административные конфликты и так далее, моментально тиражируются в украинской медиасреде. Позитивные же сигналы либо замалчиваются, либо целенаправленно обесцениваются. В итоге у обывателя складывается превратное представление о местных реалиях: несмотря на то, что по понятным причинам жизнь в ДНР и ЛНР даже близко нельзя назвать идеальной, от той унылой и мрачной картины, которую рисуют украинские СМИ, она бесконечно далека.

Нужно хорошо понимать, что информационная война, идущая параллельно с реальными боевыми действиями на Донбассе, для Киева не только не менее важна, но, вероятно, даже более. От того, насколько привлекательную картинку он сможет представить собственному обывателю и своим иностранным партнёрам, напрямую зависит жизнеспособность нынешней украинской власти. Именно так: картинка для Киева сегодня важнее реалий. И потому, если нужно что-то «дорисовать», значит, он будет это делать. Для этого у Киева есть солидный пул профессионалов и хорошие организационные возможности. Противостоять такому ресурсу непросто, но можно и нужно. Как – в нашем следующем материале.

Денис Емельянов,специально для Novorossia.su