Посетили третий город из списка наших кандидатов на место длительного жительства. Катамайо - город вечного солнца. Я бы немного переделал официальный девиз на "город вечного палящего солнца над равниной, где деревья редки и пыль обволакивает существование". В общем если я ваши глаза, нос и уши в Эквадоре - закрывайте меня обеими руками, когда я окажусь там снова. Перемещаем этот город в конец списка. Здесь мы не осядем.
Лучше расскажу вам про эквадорские автобусы. Мы привыкли к триаде поезд-автобус-самолет символизирующей разные стили перемещения в пространстве и путешествий. Кому-то из нас ещё знаком водный пассажирский транспорт. А горожане знают трамваи и троллейбусы. 90% эквадорцев никогда не пользовались ничем другим кроме автобуса. И здесь это единственный транспорт, который может увезти в далёкие края. Самолёты недоступны в силу дороговизны билетов большинству граждан (цены дороже наших иногда в разы), железные дороги когда-то начинали развивать, но горы, недостаток технических специалистов и дороговизна инфраструктуры заставили отказаться от этой инициативы. Автобусы здесь символ скорости, изменений и возможностей.
Каждый раз, когда переезжаешь очередной перевал в Андах искренне поражаешься количеству человеческих сил и жизней, положенных на прокладку дорог в любой, даже самый небольшой городок или поселок. Представьте наши сочинские серпантины и умножьте протяженность дорожного полотна в сотни раз. Кстати, памятников дорожным строителям мы здесь не видели.
Если говорить о количестве автобусов на дорогах, уверен, что за всю жизнь вы не встречали столько, сколько можно насчитать за пару часов около терминала небольшого города вроде Лохи. Из него например ежедневно можно уехать в несколько городов соседнего Перу, на океан, в джунгли, в столицу и т.д. На автобусах перевозят грузы и почту в багажных отсеках на регулярной основе. То есть я спокойно могу отправить с попутным автобусом холодильник за 600 километров заплатив при этом долларов 10-15$. Стоимость же поездки для пассажира обычно рассчитывается по схеме +-1 час = 1$. Отсюда и привычка эквадорцев мерить расстояния не километрами, а часами.
В основном автобусы здесь японские и китайские. Экипаж состоит минимум из двух человек. Водитель и проводник. Проводник собирает деньги, проверяет билеты, грузит багаж, открывает дверь в туалет по требованию. А ещё он развешивает пакетики на ручки кресел, чтобы пассажиры не бросали мусор на пол и за сидения. А мусора здесь бывает много. Независимо от направления поездки эквадорцы неизменно едят в поездках. Чипсы, шоколад, мороженое - это знакомые нам цветочки. А вот жареные свиные уши, горох и фасоль, супы - местный колорит. Благо желающих вам продать этого добра хоть отбавляй. Попробуйте визуализировать:
Бешеная для гор скорость, вас кренит то вправо, то влево, то прыжок на ухабе без малейшего признака торможения заставляет почувствовать себя участником корриды, из развешанных повсюду динамиков ревёт сальса или пошловатый реггатон, сосед улепетывает за обе щеки огромный кусок курицы в соусе, по салону медленно но очень устойчиво перемещается индианка в пончо с предложением купить кукурузу или юку, где-то сзади скулит собака, а спереди на коленях мужик везёт бойцового петуха, проводник собирает деньги за проезд, все это сопровождается светомузыкой из стробоскопа. Типичные ощущения в поездке. Главное не засматриваться в окна - скорее всего в полуметре от вас вертикальный обрыв метров на 300. Вот автобус экстренно сбавляет скорость но не останавливается (это важно!) и подхватывает с обочины опрятно одетого парня, который тут же дико извиняясь представляется колумбийцем и сетуя на проблемы с таможней предлагает купить с рук и с бешеной скидкой (все по 10$) оригинальные очки Ray Ban, часы Tommy Hilfiger и духи Lacoste. Не удивляйтесь, но конечно же пара ваших попутчиков неминуемо потратит на эти южноамериканские элементы статуса половину своего месячного бюджета. Кстати для удобства фирменные часы от колумбийцев сразу идут по 2 пары в упаковке - маленькие для сеньоры и большие для сеньора. В завершение картины в автобус обязательно должен влететь добрый человек, продающий уникальное средство от всех недугов. Это могут быть волшебные гусеницы от индейцев из Амазонии или невиданное китайское средство, но обязательно с корнем женьшеня. Все это продается и покупается. В автобусах.
Для того чтобы выйти из автобуса нужно закричать Gracias! (спасибо), но даже если вас услышали, то дальше начинается самое интересное. Как мы уже выяснили раньше, водители автобусов это единственные эквадорцы, которые всегда торопятся. Выехав из пункта А в пункт Б автобус не даёт себе права на остановку. Водитель слегка притормозит, а ваша задача найти для своего нерасторопного тела возможность выйти. И, честно говоря, все равно, вы парень, девушка или 90-летний дед. Не умеешь входить и выходить на ходу не спорь со временем и не езди на автобусах. Конечно это неудобно, тем более что проводник обязательно вас будет торопить прикрикавая Siga, siga!, мол, давай двигай! Но приходится учится.
Хотя существуют ситуации, когда водитель вынужден остановиться. Это полицейские проверки. Но не маршрутного листа или документов водителя, не облавы на нелегальных продавцов. В такие незабываемые минуты всех пассажиров выводят на улицу и поочередно просят поднять руки и упереться в стену. Проверив каждого на отсутствие оружия запускают назад и автобус снова набирает ход, включается музыка, загорается свет - вперёд, только вперёд!
В остальном, пожалуй, Эквадор - это одно из самых спокойных мест для жизни.