Европа в течение столетий искала пути к волшебным богатствам Востока. Сказочная «Индия» со времен Александра Македонского не давала цивилизованным европейцам спокойно спать. И вот свершилось – богатства идут сами!
Они, эти богатства, летят, плывут и едут. Китайская Народная Республика под руководством политического атавизма XXI века – Коммунистической партии – за 30 лет реформ совершила гигантский экономический рывок. Древняя цивилизация обрела в современном мире небывалые финансовые и производственные возможности. Европа и США, которые на протяжении последних десятилетий активно выводили производства на территорию Поднебесной, теперь должны смириться с тем, что потреблять им придется продукты Made in China.
Китаю как воздух нужны новые транспортные коридоры, по которым потекут могучие товарные потоки. Сегодня товарооборот КНР и ЕС оценивается почти в 1 трлн долларов в год! Китайцы хотят большего. И с этой целью они задумали самый крупный геостратегический проект современности «Новый шелковый путь». Цель этого проекта не только в транспортировке товаров, но и вовлечение почти всей Евразии в орбиту своего экономического, технологического и финансового влияния.
Надо сказать, что никто и не противится. Более того, на евразийском континенте «От Бангкока до Лиссабона», все радостно потирают руки, надеясь поправить свои дела. Россия считает, что ее географическое положение и особые политические отношения дают ей право стать основным транзитным маршрутом.
Предвосхищая события, украинское правительство Яценюка зимой 2016 отравляет за два моря (Черное и Каспийское) тестовый грузовой состав, который благополучно пропадает в степях Казахстана. Прибалты предвкушают, как «Шелковый путь» оживит порты Клайпеды, Таллина и Риги. Казахстан, который давно сотрудничает с КНР, видит себя основной точкой входа китайского транзита. Киргизия строит при поддержке китайских инвестиций автотрассу «Север-Юг» (пока не очень успешно). Президент Узбекистана Шавкат Мерзиеев подписывает в начале мая с председателем Госсовета Си Цзиньпином соглашений на 23 млрд долларов. Грузия, Армения и Азербайджан надеются на получение своей дольки транзитного пирожка. Белоруссия уже три года реализует совместный проект индустриального парка «Великий камень» на 8 000 га под Минском.
Пакистан, Монголия, Иран, Турция, Болгария, Польша… Всех не упомнить! Глобальный проект «Шелкового пути» настраивает правительства 60 стран на позитивную экономическую волну. Китай же пытается снизить возможные политические и экономические риски. Кого Поднебесная объявит своим любимым транзитером и хабом , пока не ясно. Скорее всего, их будет несколько, чтобы никто не чувствовал себя ни главным, ни обделенным и постоянно держал голову повернутой на Восток.