4 ноября Россия отмечает День народного единства. Празднику уже 12 лет, однако объединить страну и ее жителей, судя по всему, он так и не смог
Никита Попов
Идея праздника на первый взгляд несла в себе благой посыл. Российский народ был разъединен распадом Советского Союза и «лихими 90-ми», его срочно нужно было объединять. Но только на базе чего?
Советские достижения для либералов и демократов во власти неприемлемы по определению. Фундаментом для объединения они стать не могли. Приход в Кремль силовика и государственника Владимира Путина не сильно сменил вектор по отношению к коммунистическому прошлому. Особенно к дате 7 ноября – дню, когда началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Как бы к ней ни относились, более 70 лет для сотен миллионов людей революция была символом масштабных преобразований не только в нашей стране, но и во всем мире. И именно от этого символа решено было избавиться.
В сентябре 2004 года с идей установить новый праздник 4 ноября выступил Межрелигиозный совет России. В заявлении организации говорилось, что в 1612 году «неоценимый пример единого сплава духовного, патриотического и ратного свершения» позволил сплотиться всем гражданам нашей страны, «независимо от происхождения, веры и положения в обществе». Единство народа сыграло особую роль в судьбе России: народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским изгнало поляков из Московского кремля.
Идею поддержал патриарх Московский и всея Руси Алексий II и лидеры «Единой России». Против выступила Компартия Российской Федерации. В декабре того же года президент Владимир Путин принял решение сделать День народного единства государственным праздником.
«Это была попытка заменить праздник разделения на белых и красных (7 ноября) на праздник примирения (4 ноября). Без связи с Днем революции появление Дня народного единства сложно понять», — подтверждает «Шторму» директор Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев.
Впервые новый праздник страна отметила в 2005 году. И уже тогда его перехватили националисты.
«Единство» русских
Первый «Русский марш» провели 12 лет назад. Власти его не санкционировали, потому сотни пришедших на мероприятие тут же попали в отделения милиции. Интересно, что тогда в совет «марша» входили такие известные уже экс-депутаты Госдумы, как Дмитрий Рогозин, Виктор Алкснис, Николай Курьянович и Андрей Савельев.
Впоследствии с переменным успехом националистам удавалось согласовывать свои мероприятия в День народного единства. Они видели его как всенародное торжество, заявляли о национальном единстве России. Основными требованиями были «содействие в приоритетном порядке трудоустройству российских граждан», «защита зарубежных соотечественников», «борьба с нелегальной иммиграцией».
Властями, а по слухам самим Владиславом Сурковым (заместитель руководителя администрации президента РФ в 1999-2008 годах. – Примеч. «Шторма»), праздник был создан для того, чтобы выбить повестку дня у коммунистов. 7 ноября для левых был днем ежегодного осмотра своих сил, рассказывает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
«Однако Кремль не смог внятно продумать концепцию 4 ноября, и праздник приватизировали националисты. Поскольку националисты в России сейчас в тупике и упадке, не являются больше серьезной политической силой, праздник остался бесхозным. Большинство жителей воспринимают его как лишний выходной. Концептуального наполнения он так и не получил», — говорит политолог.
Националистическое движение в России раскололи события 2014 года – переворот на Украине и присоединение Крыма. Кто-то выступил за, кто-то против. В этом году националисты проводят два «Русских марша» в День народного единства. Один из них – на Октябрьском поле, его организует участник первого марша Андрей Савельев, который возглавляет партию «Великая Россия». Второе мероприятие – традиционный «Русский марш» в Люблине, организатором выступила «Новая оппозиция».
На шествии будут представлены десятки организаций. В их числе: «Новая оппозиция», «Новая правая альтернатива», Комитет «Нация и Свобода», «Черный блок» и Партия националистов. С властями Москвы согласовано участие до 10 тысяч человек.
«Мы должны быть едины. Топоры войны надо закопать хотя бы на один день, чтобы наша борьба привела к объединению. Мы должны держать себя в руках, не переходя на драки и оскорбления. Если мы покажем, что не можем договариваться, то кто за нами последует?» — делится мыслями пресс-секретарь «НО» Роман Ковалев.
Политик рассказывает, что не против участия в марше людей любых взглядов и национальностей. По мнению Романова, «любой народ, представленный в России, имеет право участвовать в «Русском марше», и мы их к этому призываем. Если захотят прийти представители других идеологических течений – пусть приходят».
Однако представители других идеологических течений на призыв принять участие в традиционном националистическом шествии не откликаются. Более того – у многих участников общественно-политических процессов в стране нет понимания праздника, который все они называют «искусственным».
Красный день календаря
КПРФ была единственной фракций в Государственной думе, которая в 2004 году проголосовала против принятия законопроекта об установлении Дня народного единства как госпраздника.
Кандидат исторических наук, секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков рассказал «Шторму», что коммунисты рассматривали в одной связке отмену государственного праздника 7 ноября и введение новой даты в календаре россиян.
«Это попытка затушевать значение Великой Октябрьской социалистической революции. Как историк могу сказать, что обоснования под датой 4 ноября достаточно слабые. Ничего кроме известного религиозного праздника (День Казанской иконы Божией Матери. — Примеч. «Шторма») здесь на ум не приходит. Попытка связать День народного единства с освобождением Москвы от поляков в ходе русской Смуты – они выводят нас на дату 6-7 ноября, но никак не 4-е», — говорит коммунист.
Принимать участие в общегосударственных мероприятиях в День народного единства КПРФ не собирается. В эти дни Компартия отмечает столетие Великой Октябрьской социалистической революции. Праздничные мероприятия начались в Санкт-Петербурге 2 ноября с открытия 19-й международной встречи коммунистических и рабочих партий в Таврическом дворце. На встречу приехали сотни делегатов из более чем 130 партий и левых движений.
«Попытку заместить праздник 7 ноября Днем народного единства нельзя считать успешной», — считает Михаил Костриков. — Даже официозные соцопросы показывают, что люди помнят о революции и отнюдь не все считают это событие отрицательным».
Октябрьская революция оказалась путевкой в жизнь для тех, кто в условии сословного общества Российской империи никогда не смог бы подняться выше той планки, которая была предначертана ему классовыми ограничениями. Коммунисты считают, что ключевая проблема современности – глубокий социальный раскол. В свое время именно эта проблема и погубила Российскую империю.
«Народное единство до некоторой степени сегодня звучит, как издевка. Многих людей возмущает вопиющая несправедливость. Де-факто у нас восстановлен сословный строй. Законодательство работает по-разному в зависимости от имущественного достатка человека», — отмечает секретарь ЦК КПРФ Михаил Костриков и призывает власти пересмотреть социально-экономические отношения, которые сложились в обществе.
Вместе с властью
Либерал-демократы ко Дню народного единства относятся иначе. Заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов рассказал «Шторму», что хоть отдельных акций 4 ноября они проводить и не будут, однако примут участие в общих мероприятиях, организованных Общественной палатой в Москве. В частности – запланирован митинг-концерт «Россия объединяет!» на стадионе Лужники.
«Народ объединился под гнетом внешнего давления и отбил нападки, продемонстрировав, что социальные, национальные, религиозные принадлежности – не главное, есть другие объединяющие вещи. Прежде всего – вопросы безопасности страны, любви к своей родине, к ее истории, традициям и культуре», — сообщил Нилов и добавил, что несмотря на подвиги предков, «в повседневной жизни единство отсутствует».
«Разрыв между богатыми и бедными, элитами и гражданами, правоохранительной системой и теми, чьи права система должна защищать. Да, несправедливости много. Идеализировать, конечно, не надо», — считает политик.
Квазипраздник
В третьей парламентской партии – «Справедливой России» – ко Дню народного единства отношение неоднозначное. Да, справороссы будут принимать участие в общегосударственных мероприятиях, но в добровольном порядке.
«У меня позиция отличается от общепартийной. Я не считаю этот праздник праздником, он довольно искусственный. Таких событий, как освобождение от поляков, довольно много было — почему мы должны праздновать то, что было 300 лет назад?! И 4 ноября, и 12 июня (День России, до 2002 года — День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. – Примеч. «Шторма») – они больше разделяют нацию, чем объединяют», — рассказал «Шторму» член президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия», депутат Госдумы Михаил Емельянов.
Политик считает, что «крымский консенсус» ненадолго смог напомнить народу России о единстве, и конъюнктурный праздник 4 ноября на время обрел новый смысл. Однако систематической работы по культивированию общих ценностей в России не ведется.
«Мы, как партия социалистической ориентации, будем отмечать 7 ноября. В Петербурге большое мероприятие с участием Сергея Миронова. Акцент будет сделан на столетии революции», — отметил депутат Емельянов и призвал отказаться от таких «квазипраздников», как День народного единства.
По его мнению, лучше добавить дополнительный выходной к Дню Победы 9 мая, который действительно объединяет наш народ.
Объединение с «собачками Сечина»
Помимо парламентских партий в адекватности праздника, призванного объединить жителей России, сомневаются и представители двух крупнейших конфессий нашей страны – православия и ислама.
Протодиакон Андрей Кураев солидарен с левыми депутатами в том, что День народного единства создан искусственно. По мнению религиозного деятеля, праздник, который претендует на то, чтобы стать главным в нашем многонациональном государстве, стал «безнадежно провинциальным».
«Когда днем национальной гордости является день изгнания поляков из Москвы – это означает, что мы до сих пор играем в третьей лиге европейской политики. Бодаться с Польшей – очень странно. В истории нашего Отечества были гораздо более серьезные победы… Понятно, что 4 ноября – это День Казанской иконы Божией Матери, церковно-православный праздник. А когда говорят, что это праздник всех этносов, еще и мусульманства в том числе – это выглядит несколько странно», — рассуждает Кураев.
Вслед за коммунистами протодиакон подтверждает, что с праздничной датой действительно имеется прямая историческая подтасовка. По забавному стечению обстоятельств, Московский кремль поляки оставили только 7 ноября 1612 года. Но властям России не хотелось сохранять эту дату в памяти народа, пусть даже и переименованную. Так и появилась дата 4 ноября. Не появилось только главное – народного единства.
«Объединяться с собачками Сечина не вызывает перспективы большого воодушевления. Но беда в том, что пропаганда о единении рассчитана не на олигархов, а на бедных людей. По видимости – призыв общенациональный, миротворческий, а по сути – это классовая пропасть. Тот, кто забрался на вершину горы, всегда призывает к стабильности, что означает – оставьте меня на этой вершине», — заключает Кураев.
С мнением православного деятеля отчасти соглашается и представитель ислама. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов затруднился ответить на вопрос «Что может послужить сегодня объединением для россиян?»
«Раньше единство было на основе благоденствия, были хорошие экономические показатели. А сейчас… В Татарстане очень бурно и болезненно обсуждаются вопросы татарского языка. Есть и другие больные точки. Надо определиться – а кто есть народ? Был советский народ, а сейчас – российский. А что это такое, о каком народе идет речь – мы так и не поняли», — недоумевает имам.
4 ноября — все-таки церковно-христианский праздник, который к освобождению Кремля от поляков и тем более к народному единству не имеет никакого отношения, считает Дамир Мухетдинов.
«Политтехнологи пытаются конструировать российскую гражданственность. Но когда это происходит не по воле народа – люди не понимают, зачем все это и что мы отмечаем… У мусульман, слава Богу, Пророк обозначил два праздника – Курбан-байрам, Ураза-байрам. Ну и пятница. Поэтому у нас праздник каждую неделю, слава тебе Господи».
Народные думы
Людей объединяет прежде всего язык, культура, история, общая территория. Такие выводы можно сделать исходя из опросов фокус-групп и интервью, проводимых «Левада-центром». Об этом рассказал «Шторму» специалист в области политических наук, социолог Степан Гончаров.
«Когда нашим гражданам задаешь вопрос «Что вас объединяет?» — они уходят от прямых ответов и разбрасываются банальностями. Да, люди себя чувствуют гражданами единого государства. Но если мы начинаем говорить о проблемах, которые людей волнуют, то выясняется, что они не чувствуют солидарности с другими социальными группами, существующими в России», — говорит Гончаров.
В конце июня глава Счетной палаты Татьяна Голикова представила данные за первый квартал 2017 года. Оказалось, что бедных в России — 22 миллиона человек, на два миллиона больше, чем в прошлом году. Вице-премьер Ольга Голодец считает, что таковых на самом деле еще больше, ибо статистика говорит только о цифрах, а самоощущение людей гораздо хуже.
При этом россиян, чье состояние превысило миллион долларов, по итогам 2016-го оказалось больше на 20%. Их число составило 182 тысячи человек. Такие данные привели эксперты финансовой компании Capgemini в докладе World Wealth Report.
«Есть страх нестабильности. Люди думают: «А что, если наше государство ослабеет? Богатые опять начнут грабить бедных, национальные республики покинут Россию», — продолжает социолог «Левада-центра» Степан Гончаров. — Нет уверенности в завтрашнем дне. Нет ощущения того, что все мы живем вместе по своей воле и нам нужно быть вместе. Есть страх, что страна может развалиться. Все это говорит о том, что у людей нет чувства единения».
Что делать?
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что как символ объединения День народного единства все-таки должен быть. Для современной России этот праздник является вынужденным, таким образом страна определяет свою государственность.
«Символическое значение 4 ноября будет понятно (если будет) только со временем, когда люди к нему привыкнут, когда он станет символом определенного отношения к жизни. А вот сумеет ли стать – это зависит уже не от власти, а от восприятия людей», — рассуждает политолог.
По мнению Журавлева, люди должны помнить не только о том, что их разъединяет, но и о том, что их объединяет.
«Есть бедные и богатые, и Путин, и социальные проблемы, противоречия – все это, мягко говоря, не рассосалось. Но что-то общее у людей все равно должно быть».
«Хорошо было бы, если бы объединяющим новым праздником был День социальной солидарности, — добавляет Директор Центра политологических исследований Финуниверситета при правительстве РФ Павел Салин. — Но в современной России это невозможно – и по субъективным причинам это власти не нужно. И по объективным – слишком велика разница между слоями населения. Власти надо в этом направлении работать».
У российского общества должны быть механизмы контроля над политическими элитами. Все-таки главная проблема современности – разрыв между разными социальными группами населения. Никакие искусственные праздники вроде Дня народного единства никогда не смогут объединить в экстазе бедных и богатых. Только лишь преодолев эту социально-экономическую пропасть, страна сможет рассчитывать на единое будущее без потрясений.