В системе шаманских практик считается, что духи-хранители есть не только у самих шаманов, но и у обычных людей. Такие духи способны приходить к человеку на помощь в опасной ситуации. В случае если человек потерял своего духа-хранителя (при этом говорят, что он «расстроен»), для его излечения приглашают шамана. Чтобы излечить своего пациента, шаман совершает исцеляющее путешествие в необычную реальность, где старается найти утраченного хранителя и вернуть его пациенту.
Если же последний страдает от какой-то локальной боли, задача шамана заключается в том, чтобы вынуть вредную силу и помочь восстановить здоровье человека.
Это два основных подхода в шаманском врачевании: удаление вредных сил и восстановление полезных.
Духовная лодка — каноэ
Но встречается и необычный, тщательно разработанный вариант возврата духа-хранителя больному человеку — это так называемые групповые путешествия, совершаемые несколькими шаманами одновременно.
Для такого путешествия шаманы создают «духовную лодку» или «духовное каноэ».
В сопровождении трещоток, барабанов и пения шаманы «проваливались» сквозь землю, «плывя» в духовной лодке, имеющей силу «причаливать в воде», где бы они ни путешествовали. Каждый шаман, находившийся в духовном каноэ, пел песню своего хранителя. Зрители сидели вдоль стен, присоединяясь к пению, чтобы помочь шаманам.
Путешествуя в духовном каноэ иногда в течение 5—6 дней, шаманы днем спали, а по вечерам толкали каноэ с того места, где они остановились на рассвете. Чаще всего путешествие продолжалось две ночи. Первая ночь была путешествием в страну духов, а вторая — возвращением оттуда. Шаманы начинали обратный путь, как только становились обладателями духа-хранителя исцеляемого. После того как дух-хранитель был возвращен пациенту, он вставал и плясал.
Использование духовной лодки для шаманского путешествия встречается в Сибири, Малайзии, Индонезии, где связано с «ладьей мертвых». Часто духовные каноэ имеют форму змеи, как, например, в Австралии. В других местах используются иные формы.
Команда делится опытом после каждого путешествия для того, чтобы ускорить накопление шаманского знания. Во время путешествий шаман приобретает духов-помощников и знание о том, как лечить разные болезни. В таких путешествиях его сопровождает дух-хранитель, который водит шамана по местам обитания особых духов.
Иногда в результате путешествия шаману не удается вернуть пациенту животное-силу.
Духи-помощники
Шаман пользуется силами не только животных, но и растений. Все они получают силу от солнца. Животные обычно служат духами-хранителями, в то время как растения — духами-помощниками. В отличие от духов-хранителей, которые есть не только у шаманов, но и у обычных людей, духи-помощники — привилегия только шаманов. Лишь они могут владеть силами растений.
Сам факт, что животное или растение позволило себя приручить, — свидетельство отсутствия силы.
Растения-помощники не имеют такой силы, как животные, но шаман может иметь в своем распоряжении сотни духов-помощников. Эти растения существуют в двух реальностях — обычной и необычной.
Необычной природой растения может быть форма насекомого — огромная бабочка, например, или другая зооморфная или неодушевленная форма.
Чем больше у шамана духов-помощников, тем с большим количеством заболеваний он может справиться.
Шаман пользуется духами-помощниками при исцелении людей, страдающих от вредных сил. Удаление этих сил — более сложная работа, чем возвращение животного-хранителя. Вторжение силы подобно заражению. Чаще всего это случается в густонаселенных районах, особенно в больших городах.
С точки зрения шаманов, это происходит оттого, что многие люди, сами не подозревая об этом, способны приносить другим вред, когда они впадают в состояние эмоциональной неуравновешенности — гнева, страха, уныния. Когда мы говорим о том, что кто-то излучаетвраждебность, это полностью соответствует шаманской точке зрения.
Лечение от «вредных сил»
Болезни, возникающие от вторжения вредных сил, проявляются в таких симптомах, как местные боли, часто с повышением температуры, которая (с шаманской точки зрения) связана с энергией от вторжения этих сил. В известной степени понятие вторжения силы соответствует современному понятию об инфекции. Как от обычного аспекта инфекционного заболевания, так и от его необычного аспекта пациента следует лечить соответствующими методами.
Удаление вредных сил, вторгшихся в человека, — дело трудное, так как шаману приходится высасывать эти силы из пациента не только физически, но также эмоционально и мысленно. Эта техника широко применяется в шаманских культурах таких далеких друг от друга мест, как Австралия, Северная Америка и Сибирь.
При лечении шаман осознает две реальности. В шаманском состоянии сознания вторгшаяся сила имеет отвратительный вид (например, паука). Шаману известно, что это скрытая природа какого-то определенного растения. Высасывая эту силу, шаман захватывает ее в плен с помощью такого же растения, которое является носителем этой сущности в обычном состоянии сознания.
Высасывание и избавление
Процедура удаления или перемещения вторгшихся сил подобна путешествию за духом-хранителем пациента, за исключением одного момента. Этот момент наступает в путешествии еще в Туннеле. Если в пациента вторглась вредная сила, шаман видит что-нибудь подобное прожорливым или опасным насекомым, клыкастым змеям или другим пресмыкающимся, рыбе с клыками или зубами. И останавливается, чтобы заняться этими агрессивными силами.
Далее он начинает высасывать и избавляться от этой силы столько раз, сколько это необходимо. Важно не проглатывать высосанную силу, а после каждого высасывания выгонять ее в специально приготовленную емкость, стоящую на полу или на земле.
Это делается иногда с сильными и реальными спазмами, вызывающими чувство очищения от отвратительной силы, извлеченной шаманом. Высасывание продолжается до тех пор, пока шаман, проведя рукой вперед и назад над телом пациента, не перестаёт чувствовать местных выделений тепла, энергии и вибрации.
В конце концов, когда шаман убеждается в духовной чистоте своего пациента, он трясет трещоткой вокруг его тела по кругу четыре раза, чтобы обеспечить единство очищенного пространства, очерчивая его границы для духовного мира. После этого пациент может или лежать, или сидеть.
В этот момент важно, чтобы шаман забрал емкость с извергнутой агрессивной силой из дома и надежно спрятал ее. Затем он выбрасывает содержимое, приносит обратно емкость, чтобы позже снова наполнить ее песком или водой для дальнейшего пользования в случае необходимости.
Стать пациентом
Один из методов шаманского врачевания — это стать на время пациентом. Этот подход применяется следующим образом. Сначала шаман обсуждает с пациентом природу его заболевания. Он узнает все возможное о том, как пациент чувствует боль, и развивает в себе это чувство. Он расспрашивает пациента о первом приступе и обо всем, что происходило с ним в то время. Затем пытается узнать, что за человек пациент, каковы его взгляды на жизнь, проблемы и надежды, т. е. делает все возможное, чтобы понять, как бы он чувствовал себя, если бы был пациентом.
Когда шаман чувствует, что он уже может эмоционально отождествиться с пациентом, он готов начать лечение.
Тогда шаман и пациент удаляются в дикую местность, где нет человеческого жилья. Ударами трещотки и пением песни силы шаман призывает своего духа-защитника. В это время пациент просто сидит с ним рядом. Когда шаман чувствует себя полным силы, он и пациент медленно раздеваются и меняются одеждой.
Теперь оба начинают плясать под удары трещотки шамана. Шаман подражает каждому движению и жесту пациента.
Почувствовав, что его сознание изменяется, шаман упирается руками в тело пациента, пока не ощутит, что принял на себя все, что было необходимо для пациента, — в той степени, насколько нагрузка посильна и безопасна. Если все сделано правильно, шаман почувствует волны боли, перекатывающиеся через него.
Тогда шаман убегает на несколько сот метров в необитаемое место, останавливается и протягивает руки вперед. Изо всех сил он изображает «отбрасывание прочь» агрессивной болезненной силы, которая ранее вредила пациенту, а теперь лежит на нем. Он кричит и движениями рук отбрасывает вредоносную силу далеко за горизонт — так далеко, как только сможет.
Этот сеанс обычно занимает несколько минут. Когда шаман почувствует, что боль и страдание покинули его, — процесс окончен. Шаман ощутит себя очищенным и расслабленным.
Он возвращается к пациенту, и они снова обмениваются одеждой. Шаман заканчивает работу пением песни силы и, стоя рядом с пациентом в дыму костра, в котором горит дикий шалфей или кедровая ветка, завершает очищение.