Во время этого действа для исцеления больного шаман прилагает огромные усилия и совершает путешествие в иную реальность.
Этим шаман изменяет у пациента его обычное представление о реальности, показывает ему, что он не одинок в своей борьбе с болезнью и смертью, что ему помогают могущественные боги и духи для изгнания принесших болезнь злых духов. Таким образом срабатывает сильнейший психотерапевтический эффект, построенный на абсолютной вере и убежденности в исцелении.
Особую роль в этом процессе играли возникающие трансовые состояния. Современные нейрохимические исследования показали, что человеческий мозг сам вырабатывает вещества, меняющие состояние сознания, в том числе и галлюциногены, — такие, как диметил-типтамин. В процессе камлания активизируется этот естественный защитный биологический процесс как у шамана, так и у его пациента и зрителей.
О феномене шаманизма
О мировом феномене шаманов много пишут современные исследователи К. Кастанеда, М. Харнер, В. А. Кондаков, Д. В. Кандыба. Вот некоторые из их высказываний о феномене шаманизма.
Когда шаман (постепенно или внезапно) падает на пол, говорят, что он «погружается», т. е. в это время посещает иные миры, в частности подземный.
Шаманское путешествие — одна из важнейших задач, стоящих перед ним. Она непременно должна быть выполнена. Основная форма этого путешествия — путешествие в Нижний мир. Чтобы свершить его, шаман пользуется особым входным отверстием.
Оно существует как в обычной, так и в необычной реальности. Например, таким отверстием может служить источник, особенно горячий. Предполагается, что шаманы проходят сотни миль под землей, входя через один горячий источник и выходя из другого. При этом считается, что шаманы ныряют под землю и выходят наружу, когда пожелают.
Входом в Нижний мир могут быть также дуплистые деревья (в этом случае шаман следует за корнями такого дерева вниз в землю), пещеры, норы землеройных животных и даже особые дырки в земляных полах домов.
Входы в Нижний мир обычно ведут вниз, в туннель или трубу, которая приводит шамана к выходу в чудесные и необыкновенные места. Оттуда шаман путешествует в те места, в которые ему хочется. Такие путешествия могут продолжаться в течение нескольких часов. В конце концов шаман возвращается вверх сквозь трубу (она называется Туннелем), чтобы подняться на поверхность там, где он вошел.
Обычно Туннель достаточно широк для прохода. Но иногда препятствия в Туннеле могут закрыть проход.
В этом случае шаман находит трещину или дырку, через которую можно пройти, и продолжает путешествие через Туннель.
Описание Нижнего мира получают в основном от шаманов, считающих, что они посетили его в состоянии транса, т. е. находясь в другой, необычной реальности. Связывание двух реальностей — очень важная часть деятельности шамана, так как он служит племени, перемещаясь между реальностями. При этом он никогда не просит помощи.
Способность шамана успешно действовать в двух реальностях считается доказательством его силы. Шаману необходимо быть адекватным в любой реальности. Он должен владеть обычной реальностью так же хорошо, как и необычной. Только тогда его можно считать мастером.
Изменённые состояния сознания
Каждой из двух реальностей соответствует свое состояние сознания: в реальном мире — обычное состояние сознания; в необычной реальности (мире экстаза) — шаманское состояние сознания. Мастер-шаман свободно меняет состояние сознания с соответствии с предлагаемой ситуацией.
Мир экстаза — это мир сверхъестественных сил и действий, по этой причине шаман и погружается в него. Он существует в двух мирах: вне транса он живет обычной жизнью своих соплеменников, в трансе он становится частью сверхъестественного мира, разделяя с духами некоторые их способности: к полетам, трансформации, слиянию с духом-помощником и т. д.
Шаманское состояние сознания включает различные степени транса — от легкого (у индейцев Северной Америки) до глубокого (например, когда шаман может на время впасть в коматозное состояние). Сибирские шаманы используют разные степени транса — от легкого до глубокого.
Шаманский экстаз представляет собой скорее состояние вдохновения, чем обычный транс. Так шаман видит и слышит духов, совершает путешествие, но при этом остается в полном сознании. Он пребывает в состоянии ясновидения и вдохновения.
Атрибуты шамана
Обычно шаман использует эти инструменты только для вызывания и поддержания шаманского состояния сознания. Таким образом, подсознательно они связаны для него с шаманской работой.
Опытному шаману достаточно нескольких минут барабанного боя, чтобы впасть в легкий транс. Сибирские шаманы называют свой барабан «каноэ» или «конем», переносящим их в Нижний и Верхний миры.
Войти в иную реальность помогает также пение песни силы, которую исполняет шаман. В каждом племени есть такая песня, мелодия и ритм которой остаются неизменными, а слова каждый следующий шаман может писать заново.
Песни обычно бывают монотонными, их темп возрастает по мере того, как шаман приближается к шаманскому состоянию сознания. Они скрытно действуют на активность центральной нервной системы, подобно йоговскому дыханию. Часто шаману помогают при этом ученики, которые подхватывают песню.
Непосредственный опыт нахождения в шаманском состоянии сознания рассматривается шаманом не как фантазия, а как реальность. В то же время шаман отличает реальность обычного состояния сознания от реальности шаманского состояния сознания и не смешивает их. Он знает, когда он находится в той или иной реальности, и меняет их по своему выбору.