Найти тему
Кино ТВ

ТАЙКА ВАЙТИТИ ДО «ТОРА: РАГНАРЁК»

В кинотеатры с мьёлиниром наперевес ворвался «Тор: Рагнарёк», кажется, лучший из фильмов про бога с кувалдой. Режиссёр — новозеландец Тайка Вайтити, заявивший о себе на Берлинском кинофестивале сентиментальным короткометражным дебютом «Две машины, одна ночь» и по-настоящему прославившийся «Реальными упырями» — уморительной и кровавой псевдодокументалкой о быте четырёх вампиров. Как этого человека занесло во вселенную Marvel — рассказывает Павел Мальцев.

Начало 

Тайка Вайтити родился в столице Новой Зеландии — Веллингтоне. Его имя в переводе с финского (неизвестно почему именно финского) языка означает «волшебный» и «очаровательный». Его отец — маори (коренное население страны), у матери — русско-еврейские корни. Её девичью, вполне себе киношную, фамилию Коэн, Тайка носил большую часть жизни. Вайтити появится в титрах только на полнометражном дебюте.

Вайтити рос в бедности и кино было для него настоящей отдушиной.  Тайкапачками уплетал американские и английские тв-шоу, засматривал Кубрика (особенно «Доктора Стрейнджлава»), Хэла Эшби («Будучи там», «Дорога домой», «Последний наряд», «Гарольд и Мод»), Терренса Малика («Дни жатвы»), обожал «Выпускника» Майкла Николса, всевозможные американские комедии от «Охотников за привидениями» до «Тутси». Но особенно Вайтити выделяет «Сталкера» и «Зеркало» Андрея Тарковского — фильмы, которые он увидел в двадцатилетнем возрасте и пересматривает их до сих пор.

В университете Тайка познакомился с комиком Джемейном Клементом. Вместе они выступали в комедийном квинтете So You’re Man, потом переименовавшись в The Humourbeasts («Юморные твари»). Самое известное их шоу — «Нерасказанные истории Мауи» — ироничная переработка местных легенд. Кажется, это было первое обращение Тайки к мифологии.

В 1999-м Тайка Коэн сыграл одну из главных ролей в малобюджетном комедийном триллере «Маски», эдаком новозеландском «Трейнспоттинге», в 2001-м мелькнул в приключенческой драме «Змеиная кожа», а в 2002-м выступил в роли одного из стриптизеров в новозеландском телесериале «Полоса» о женщине-юристе, открывшей мужской стрип-клуб.

Короткометражные фильмы

Дебютный короткометражный фильм Тайки Коэна «Джон и Пого» — комедия положений о полицейском и его собаке. Следующая картина — «Две машины, одна ночь» — зарисовка о детях в мире взрослых, вышла в 2003 году, попала в программу «Панорама» Берлинского кинофестиваля, где получила приз за лучший короткометражный фильм, а затем и номинацию на «Оскар». Во время объявления номинантов Коэн притворился спящим, но просыпаться не потребовалось. Награда досталась остросоциальной «Осе» Андреи Арнольд («Грозовой перевал», «Американская милашка»).


Первой мировой войны и получил Специальный приз жюри. До первого полнометражного проекта оставалось два года.
Первой мировой войны и получил Специальный приз жюри. До первого полнометражного проекта оставалось два года.

Полный метр

«Орёл против акулы» — дебютный полнометражный фильм теперь уже ТайкиВайтити, выполненный в духе культового «Наполеона Динамита» Джареда Хесса. Невероятная история двух инфантильных лузеров, снабжённая презабавными диалогами, иногда перерастающими в откровенный бред. Вайтити написал сценарий под патронажем кинофестиваля Sundance и там же продал его за 1,5 миллиона долларов компании  Miramax. В прокате лента не отбила даже того.

Следующий фильм, «Мальчик», наиболее личный для Вайтити. Он был задуман ещё в 2003-м году. История воссоединения блудного отца (роль исполнил сам Тайка) и сына. Тема «отцов и детей» вообще одна из важнейших для Вайтити, но кто здесь ребёнок, а кто взрослый — всегда ставится под вопрос. Мальчик (так зовут главного героя) живёт в новозеландском захолустье с бабушкой, братом и козлом. Вернувшийся по-звягинцевски отец моментально становится его кумиром, Мальчик верит в идеальный образ папы Рембо. Только самому папе до этого мало дела. Он методично уничтожает все фанатзии ребёнка, обманывая одно ожидание за другим. Сумасшедшее, наивное, самое искреннее кино Вайтити, к сожалению, обошло стороной русскоязычную аудиторию, знающей режиссёра преимущественно по «Реальным упырям».
«Орёл против акулы» — дебютный полнометражный фильм теперь уже ТайкиВайтити, выполненный в духе культового «Наполеона Динамита» Джареда Хесса. Невероятная история двух инфантильных лузеров, снабжённая презабавными диалогами, иногда перерастающими в откровенный бред. Вайтити написал сценарий под патронажем кинофестиваля Sundance и там же продал его за 1,5 миллиона долларов компании  Miramax. В прокате лента не отбила даже того. Следующий фильм, «Мальчик», наиболее личный для Вайтити. Он был задуман ещё в 2003-м году. История воссоединения блудного отца (роль исполнил сам Тайка) и сына. Тема «отцов и детей» вообще одна из важнейших для Вайтити, но кто здесь ребёнок, а кто взрослый — всегда ставится под вопрос. Мальчик (так зовут главного героя) живёт в новозеландском захолустье с бабушкой, братом и козлом. Вернувшийся по-звягинцевски отец моментально становится его кумиром, Мальчик верит в идеальный образ папы Рембо. Только самому папе до этого мало дела. Он методично уничтожает все фанатзии ребёнка, обманывая одно ожидание за другим. Сумасшедшее, наивное, самое искреннее кино Вайтити, к сожалению, обошло стороной русскоязычную аудиторию, знающей режиссёра преимущественно по «Реальным упырям».

«Реальные упыри»

В 2005 году Вайтити и Клемент выдали любительскую короткометражку «Что мы делаем в ночи: Интервью с некоторыми вампирами». Многие поклонники выросшего из неё полнометражного фильма, возможно, даже не в курсе о существовании этой «заявки» на полный метр.

«Реальные упыри» — пародийный мокьюментари-фильм ужасов, ставший для Тайки Вайтити и Джеймейна Клемента пропуском в Голливуд. Феноменальный успех у кинокритиков, приличные сборы, точное попадание в зрителя и востребованную вампирскую тему сделали эту неприлично остроумную комедию одним из главных хитов 2014 года. На международном кинофестивале в Торонто Вайтити и Клемент, совместно поставившие картину и сыгравшие в ней главные роли, удостоились Приза зрительских симпатий. А диалоги главных героев — четвёрки безмозглых, но обаятельных вампиров, изголодавшихся по крови — мгновенно разлетелись на интернет-мемы.

Вайтити даже пообещал снять спин-офф про волков, мини-сериал про полицейских Карена и Майка, и даже американский ремейк самих «Реальных упырей», но пока до исполнения обещания не добрался.

Большой успех

Главный режиссёр Новой Зеландии Питер Джексон — бог для всех местных кинематографистов. Во время работы над сценарием диснеевской «Моаны», Вайтити отзывался о нём примерно так: «Питер Джексон — король. Я же на его фоне — всего лишь дальний родственник, который приезжает в гости».

В 2014 году Вайтити снял рекламный ролик для национальной авиакомпании Новой Зеландии Air New Zealand «Самое эпическое видео о безопасности всех времён» (18 миллионов просмотров на YouTube). Но главным для него стал не коммерческий успех проекта, а возможность поработать с Питером Джексономи Элайджей Вудом. За пять минут звёзды «Властелина колец» дают инструктаж по правилам безопасности и поведения во время полёта, на фоне пейзажей из трилогии. «хоббитовским» локациям Вайтити обращался и в «Реальных упырях»: драка между вампирами и оборотнями снята на том же холме, где Фродо вместе с другими хоббитами в знаменитом эпизоде спасался бегством от Чёрных всадников и прятался в корнях дерева.

При этом именно Вайтити — обладатель всех рекордов национального бокс-офиса. Когда-то верхняя строчка рейтинга принадлежала «Мальчику», заработавшему в домашнем прокате 900 тысяч долларов за три дня и сурово побившему «Алису в стране чудес» Тима Бёртона. Затем пальма первенства перешла к «Охоте на диких людей», вкинувшей в кассу 1,3 миллиона долларов сборов. И это новозеландцы ещё не считали сборы «Тора». «Рагнарёк» уже обогнал сиквел «Стражей галактики» Джеймса Ганна по кассовым сборам на зарубежных территориях, попутно собрав урожай положительных рецензий кинокритиков.

-4

Вернётся ли Вайтити снимать в родную Новую Зеландию — вопрос. Сейчас он наслаждается Голливудом, собирается заняться постраничной экранизацией манги «Акира», снять кукольный мультфильм о мартышке Майкла Джексона«Бабблс» с помощью мультипликатора Марка Густафона и продюсера ДэнаХармона, продолжить историю сына Одина и даже найти правильный подход к Чёрной вдове — одной из немногих участниц «Мстителей» без сольного фильма. В общем, всё идёт к тому, что в ближайшее время тексты о том, кто такой ТайкаВайтити, потеряют всякий смысл. Все и так будут знать.