Роберт Родригес — человек-оркестр от мира кино. Его история по-настоящему уникальна. Прежде, чем стать режиссером и снять свой первый полнометражный фильм, Родригес участвовал в качестве подопытного в медицинских экспериментах с медикаментами для снижения холестерина. За свою нелегкую «работу» будущий режиссер выручил всего 3000 $. Да и то те деньги пошли на съемки полнометражного дебюта Родригеса, культового «Музыканта». Фильм ждал невероятный успех, как и самого Родригеса, которому пришлось для съемок перевоплотиться и в режиссера-постановщика, и в оператора, и в композитора, и в сценариста, и даже в исполнительного продюсера. Родригес было хотел даже самому сняться в картине в качестве актера, только вот незадача: некому было держать камеру... Тем не менее, критики и зрители оценили труд молодого постановщика и с нетерпением стали ждать новых шедевров. Увы, кинокарьера Родригеса протекает не так гладко как хотелось бы. На его счету есть как взлеты, так и значительные падения. Впрочем, любить его творчество мы от этого меньше не стали. А некоторые его фильмы со временем, как хороший виски, стали только лучше (ни разу не уступив в качестве и эффектности). Давайте вспомним знаменитую «мексиканскую трилогию» маэстро и разберемся, чем же она все-таки хороша?
Для начала давайте вспомним, из чего же, собственно, состоит «мексиканская трилогия». Все началось с вышеупомянутого «Музыканта». Вышедший в 1992 году эксплуатационный боевик пришелся по нраву многим зрителям и до наших дней дошел уже нетленной классикой. Среди тех, кто на первых порах восхитился фильмом, оказался и Квентин Тарантино (впоследствии ставший ближайшим другом Родригеса). Именно он порекомендовал Родригесу превратить свою картину в трилогию (по примеру не менее известной «долларовой трилогии» Серджио Леоне, но только с мексиканским акцентом). Так, впоследствии, были сняты фильмы «Отчаянный» (1995) и «Однажды в Мексике» (2003), которые наравне с «Музыкантом» составляют единую «мексиканскую трилогию», объединенную единым местом действия (Мексикой, как нетрудно догадаться) и главным героем (мстящим бродячим гитаристом, Эль Мариачи).
А теперь давайте вспомним 5 общих элементов, за которые мы так любим эти три фильма.
1. Юмор
И хотя всем трем фильмам присущ общий драматический (или даже, скорее, трагический) настрой, режиссер, тем не менее, оставляет в них место для юмора. Так, в самом первом фильме трилогии Родригес иронизирует над дешевыми испанскими боевиками, а в двух последующих картинах в качестве актера второго плана появляется знаменитый американский комик Чич Марин (ниже на фото). Особо хочется отметить третий фильм («Однажды в Мексике»), который несет в себе значительный оттенок политической сатиры.
2. Музыка
То, ради чего, пожалуй, и создавалась трилогия... Мексиканские народные баллады здесь — не просто звуковой фон для сцены. Вся трилогия, по сути, представляет из себя одну непрерывную грустную балладу. Фильмы не обладают сложным киноязыком, что, впрочем, не мешает нам проникнуться его поэтикой. Вместе с героем мы переживаем и радости, и боль, а проводником в этот мир чувств нам служит музыка — порой веселая, порой грустная. Но именно она позволяет нам пережить вместе с героем все невзгоды и приключения на этом нелегком пути...
3. Боевые сцены
При чем не просто боевые сцены, а именно — качественно поставленные боевые сцены. В лучших традициях вестерна: завораживающие перестрелки, взрывы, звон ножей и хруст сломанных костей. В общем, тестостерона хватает. При чем бюджеты у режиссера с каждой частью становились все больше, а это, соответственно, открывало больше возможностей для постановки действительно изящной боевой сцены, с большим привлечением массовки и пиротехники. В общем, боевых сцен в фильмах в избытке, и каждый может подобрать себе сцену по вкусу.
4. Актерская игра
«Мексиканская трилогия» может явно похвастаться пестрым актерским составом и громкими именами. И если в том же «Музыканте» снимались в основном непрофессиональные актеры (объединенные единой целью — сделать хороший фильм), то последующие две части собрали на площадке уже состоявшихся и видных на тот момент актеров: Чич Марин, Стив Бушеми, Антонио Бандерас, Сальма Хайек, Уиллем Дефо, Джонни Депп, Микки Рурк — и это далеко не полный список. Так что очевидно, фильмам не занимать актерской харизмы. Они просто пестрят ярко отыгранными персонажами, которые ни за что не забудутся до следующего просмотра.
5. Мексика
Ну и, связующее звено всей трилогии. Её душа. Чарующая, далекая и загадочная Мексика, живущая по каким-то своим, причудливым законам. Обладая невероятным талантом, Родригес добивается того, чтобы Мексика не выглядела как «пустышка», фон, а ожила и в каждом кадре отыграла отведенную ей роль мирового духа, что пронизывает каждого героя, каждый кадр и сцену. Будь то кровавая перестрелка в баре или робкий поцелуй главных героев, везде чувствуется ее незримое присутствие. Это как раз та самая поэтика, что окунает нас в дикий мир полный плохих людей и тех, кто еще хуже. И тех, кто с ними со всеми борется.