ВАЗ-2121 «Нива»
После начала производства на ВАЗе автомобилей семейства «Жигули» возник вопрос: какую модель готовить к выпуску после окончания сотрудничества с итальянским ФИАТом? Тогдашний председатель совета министров А.Н. Косыгин в ходе визита на ВАЗ предложил разработать автомобиль и для сельских жителей. Именно после этого события началась разработка будущей «Нивы».Стоит отметить, что на АЗЛК тоже работали над моделью внедорожника Москвич-2150, но уже сильно устаревший к тому времени «Москвич» был заведомо обречен на поражение в этом соревновании.
Первоначально конструкторы ВАЗа хотели пойти по простому пути,
поставив на полноприводную трансмиссию кузов от ВАЗ-2101, но от этой идеи быстро отказались ввиду несовершенства конструкции. Тогда решили делать полностью новый автомобиль, используя по возможности детали от уже выпускаемых «Жигулей». Компоновка автомобиля сложилась не сразу: часть конструкторов предложила рессорную подвеску и отключаемый передний мост, но победили молодые инженеры с их пружинной независимой подвеской, постоянным полным приводом, блокируемым межосевым дифференциалом.
В те годы почти все внедорожники имели максимально простые открытые кузова с тентованным верхом. Сначала «Ниву» хотели делать такой же. Но потом пришло понимание того, что такой кузов не даст комфорта уровня «Жигулей». Решили делать закрытый несущий кузов, пластиковую переднюю панель, мягкие удобные сиденья и хоть какую-то шумоизоляцию.
Первоначальные варианты трансмиссии, двигателя обкатывались на опытных образцах Э2121, так называемых «крокодилах» (из-за их внешнего вида). Опытные образцы показали хорошую проходимость и ходовые качества. Стало ясно, что внедорожник получился. Оставалось поработать над внешним видом и салоном. Первые образцы автомобиля с закрытым кузовом появились в 1973 году под индексом 2Э2121, дизайнером был В. Сёмушкин, он же придумал название для новой модели «Нива», намекающее на предназначение машины.
Для унификации пришлось использовать КПП от «Жигулей», из-за этого разделили раздаточную коробку и КПП из одного корпуса, соединив их карданным валом. Такое решение стало источником повышенного шума и вибраций. Достаточно новаторским решением для внедорожника стали передние дисковые тормоза. Запасное колесо, дабы не портить внешний вид, навешивая его сзади на кузов, разместили под капотом.
В начале 1974 года автомобиль отправили на государственные испытания. Это была третья серия опытных образцов 3Э2121, они имели привычный образ «Нивы», только на ней использовались задние фонари от ВАЗ-2103, круглые габаритные огни спереди, хромированные бамперы. В серию пошел автомобилей с деталями от ВАЗ-2106: задними фонарями, «надфарниками». Также были установлены алюминиевые бамперы мощной конструкции. Ими можно было без ущерба валить небольшие деревья и кустарник.
ВАЗ-2121 «Нива» выпускалась с 1977 по 1994 годы. В 1994 машина была модернизирована и получила новый индекс 21214.