Найти в Дзене
Просто блог

Как отечественные кинематографисты снимали «ПРО ЭТО»

Считается, что в советском кинематографе эротические сцены оставались за кадром. На самом деле это далеко не так. Конечно, никакой порнографии в то время на большой экран не выходило. Однако во многих советских фильмах нет-нет да и проскакивали элементы эротического содержания. И чего греха таить, они очень нравились простым советским гражданам. Не обошлось без вмешательства этого жанра даже в таких легендарных кинолентах, как «Белое солнце пустыни», «Москва слезам не верит» и «Бриллиантовая рука». Сегодня мы расскажем ПРО ТО, как в разное время отечественные кинематографисты снимали «ПРО ЭТО»

«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)

«Строгий юноша» под строгим запретом

Еще на заре становления советского кинематографа сформировалось два главных табу для киноэкрана: контрреволюция и порнография. Несложно понять то, что в связи с этим власть негативным образом относилась к любым проявлениям секса, эротики и тем более порнографии. Любовная линия в то время должна была тщательно нивелироваться и подменяться, условно говоря, товарищеской.

Так, даже намеки на интимную близость героев или появление в кадре обнаженной натуры могло быть расценено как порнография, что соответственно приводило к запрету ленты. Именно так произошло с фильмом 1935 года «Строгий юноша». Картина несколько десятилетий пролежала на полке из-за сцен, вполне невинно и поэтично воспевавших красоту обнаженного женского тела. Невозможным в фильме цензоры посчитали и плотское влечение главного героя к представительнице прекрасного пола.

«Строгий юноша», 1935
«Строгий юноша», 1935

Намеки на интим

Робкие попытки реабилитировать возможность физической близости на экране были сделаны в эпоху оттепели. Историко-революционный фильм о Гражданской войне «Сорок первый» (1956) впервые содержал намек на интимные отношения героев. Красивое кино о всепобеждающем плотском чувстве, которое сначала преодолевает все классовые и политические барьеры, а затем оборачивается предательством и смертью.

После боя с врагом на безлюдном островке оказываются двое: красная снайперша Марютка (Изольда Извицкая) и захваченный ею в плен аристократический красавец-поручик (Олег Стриженов). Чтобы высушить намокшую одежду, Марютке приходится раздеться… Постепенно между полуграмотной снайпершей и начитанным белогвардейцем вспыхивает страсть. Правда, в конце концов Марютка все же убивает своего партнера…

Режиссеру-дебютанту Чухраю удалось небывалое: в фильме даже кошмарные идеологические споры кажутся переполненными эротичностью. Грубоватая чувственность Извицкой и стриженовские порочные глаза с поволокой наполняют каждый кадр куда большим эротическим напряжением, чем иная современная откровенная драма.

«Сорок первый» (1956)
«Сорок первый» (1956)

Одеяло между «любовниками»

Очередная постельная сцена появилась лишь в 1958 году на съемках «Тихого Дона». В то время актрисы были не настолько раскрепощены, как сейчас, и заставить их раздеться перед камерой режиссерам стоило огромного труда. На съемках «Тихого Дона» Элина Быстрицкая, которая играла Аксинью, наотрез отказывалась ложиться в одну кровать с Петром Глебовым. Пересилить себя Быстрицкая смогла, только когда между «любовниками» положили одеяло…

«Тихий Дон», 1958
«Тихий Дон», 1958

Голое купание

В 1965 году режиссер Андрон Михалков-Кончаловский приступил к созданию картины «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. Главную героиню в этом фильме блестяще сыграла юная актриса Наталья Аринбасарова. В фильме была запланирована и одна достаточно откровенная сцена. В момент, когда главную героиню насильно выдали замуж за нелюбимого, она решила сбежать от него. Пытаясь смыть все следы нелюбимого мужчины, она купается в реке. Когда Наталье сообщили о том, что в этой сцене ей нужно будет раздеться, она наотрез отказалась. В итоге ее заменила дублерша.

«Первый учитель», 1965
«Первый учитель», 1965
«Первый учитель», 1965
«Первый учитель», 1965

Оргия под цензурой

«Андрей Рублев» (1966) – кинематографическая медитация о жизни самого известного русского иконописца. Восемь разрозненных частей-новелл, почти четверть века действия от начала до финала фильма, уход из монастыря, скитания, встреча с Феофаном Греком, обет молчания, средневековая Русь в начале XV века. Авторская версия фильма Андрея Тарковского длится 3 часа 15 минут и впервые была продемонстрирована широкой публике лишь в 1987-м. Двумя же десятилетиями раньше «Страсти по Андрею» (так изначально назывался фильм) были подвергнуты цензуре. Ажиотаж вызвал эпизод с языческим праздником Ивана Купалы: обнаженные девушки и юноши ночью купаются в реке перед назревающей оргией.

«Андрей Рублев», (1966)
«Андрей Рублев», (1966)
«Андрей Рублев», (1966)
«Андрей Рублев», (1966)
«Андрей Рублев», (1966)
«Андрей Рублев», (1966)

Недостойные приключения итальянцев в России

В картине «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973) переодеваться за ширмой позволила себе итальянская актриса Антония Сантилли. В то время даже такая сцена являлась настоящей режиссерской смелостью!

«Невероятные приключения итальянцев в России», (1973)
«Невероятные приключения итальянцев в России», (1973)
«Невероятные приключения итальянцев в России», (1973)
«Невероятные приключения итальянцев в России», (1973)

Однако несмотря на откровения известной итальянской актрисы, отобрать лавры секс-символа советского кинематографа у Светланы Светличной она не смогла.

В 1968 году Светличная поразила общество своим ракурсом в «Бриллиантовой руке». Природные качества актрисы были по достоинству оценены многомиллионной армией поклонников. С тех пор каждый мужчина в СССР мечтал о такой же спутнице жизни.

«Бриллиантовая рука», 1968
«Бриллиантовая рука», 1968
«Бриллиантовая рука», 1968
«Бриллиантовая рука», 1968

Холодная осень 1974-го

Одной из первых картин с эротической сценой в отечественном кино стала драма о супружеской измене в фильме «Осень» Андрея Смирнова.

Чтобы вернуть утраченные чувства, двое бывших любовников уезжают в глубинку, где предаются ностальгической неге. Смотреть на это специально собирались целые залы. Солировала в постельной сцене актриса Рудная. Все было исключительно скромно, главным действующим лицом эротических актов являлась большая простыня, да и длилась вся эта вакханалия страстей не больше минуты. Несмотря на это, лента вызвала шквал недовольства в правящих кинематографом кругах. Скандальная сцена стала серьезным поводом для обсуждения на расширенной коллегии Госкино СССР и Союза кинематографистов.  Режиссер Смирнов бесстрашно отстаивал свою позицию, уверяя, что советские люди умеют целоваться «с языком», что ничего порочного в этом действии нет, и чуть ли не предлагал совершить его с любой присутствующей дамой… И все же этот эпизод часто вырезался в прокате во многих регионах.

Леонид Кулагин и Наталья Рудная в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1974).
Леонид Кулагин и Наталья Рудная в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1974).

Любовь под цветомузыку

Первым советским фильмом, содержавшим эротическую сцену и избежавшим при этом ограничений в прокате, стал «Экипаж» (1979) Александра Митты. Фильм-катастрофа получил небывалый кассовый успех и народную любовь.

Зрителей более всего прочего взбудоражила постельная сцена с полной обнаженкой – с участием Леонида Филатова (красавчик-бортинженер) и Александры Яковлевой, сыгравшей его очередную пассию – стюардессу Тамару. Любовный акт был снят по-пижонски: под цветомузыку и через модный дизайнерский аквариум…

После «Экипажа» Яковлева колдовала на экране в новогодних «Чародеях», а впоследствии стала вице-мэром Калининграда и затем большой шишкой в РЖД.

«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)
«Экипаж», (1979)
Александра Яковлева и Леонид Филатов в скандальной сцене в картине Александра Митты «Экипаж» (1979).
Александра Яковлева и Леонид Филатов в скандальной сцене в картине Александра Митты «Экипаж» (1979).

Большой секс с «Маленькой Верой»

Это кино по праву занимает место в нашем рейтинге эротики, поскольку «Маленькая Вера» Василия Пичула – первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт. Премьера состоялась в марте 1988 года.

Главная героиня (Наталья Негода) живет в приморском городке с приземленными рабочими родителями, слоняется без дела, пьет самогон и грустит. Однажды на дискотеке она знакомится с развязным эффектным студентом (Андрей Соколов). Увы, новый знакомый не пришелся ко двору в ее простой пролетарской семье.

55 миллионов человек посмотрели тогда этот фильм – историю семьи «разлива» 80-х годов, с разладом родителей и детей, с любовью юной Веры, с ее попыткой самоубийства, после того как отец едва не убил ее друга Сергея.

«Маленькая Вера», (1988)
«Маленькая Вера», (1988)

Сексуальную сцену, которая длилась полторы минуты (Вера в позе «наездницы» на возлюбленном), в 1988-м обсуждали практически всей страной. Как же, обнаженка и соитие в кадре! У кинотеатров тогда выстраивались длинные очереди с давкой и потасовками. Сейчас эта сцена кажется вполне себе невинной, а тогда она сделала фильму «Маленькая Вера» невиданную рекламу и сумасшедшие кассовые сборы по всему Советскому Союзу. В народ ушла эпиграмма: «Сегодня все разрешено, что раньше было не положено, и под застойное кино секс-бомба наконец подложена».

«Маленькая Вера», (1988)
«Маленькая Вера», (1988)
«Маленькая Вера», (1988)
«Маленькая Вера», (1988)

Богиня ста дней

И все же главным секс-символом советского кино была Елена Кондулайнен. А все из-за супероткровенных по тем временам сцен, в которых она снялась. Как заявляет сама Елена, на тот момент ей терять было нечего. Умерла мама, и женщина осталась с ребенком на руках. Поэтому сниматься в «Ста днях до приказа» (1990) согласилась сразу.

– До этого я уже снималась в откровенных сценах в таких картинах, как «Две версии одного столкновения» и «Фламинго приносит счастье», – вспоминает Елена. – Но те роли были просто цветочки. В «Ста днях до приказа» съемки проходили в воде, а детали моего тела взяли крупным планом… Уже после первых дней съемок я решила покончить жизнь самоубийством. Спас меня водитель. Когда он отвозил меня со съемок домой, я ему все рассказала. А он в ответ сказал, что в Древней Греции женщин, обладавших красивым телом, приравнивали к богиням. Мне это польстило, и я продолжила сниматься.

«Сто дней до приказа», (1990)
«Сто дней до приказа», (1990)

И это еще не все!..

Фильм «Москва слезам не верит» стал настоящим событием. Вера Алентова сыграла в эротической сцене на пару с Баталовым. Гоша и Катя… Ну а режиссером той самой эротической сцены был ее муж. В 1981 году это было очень смело.

Фильм «Москва слезам не верит»
Фильм «Москва слезам не верит»

Разве это личико Гюльчатай?

«Белое солнце пустыни», (1969)
«Белое солнце пустыни», (1969)

Режиссерам нравилось снимать обнаженную Татьяну Догилеву. Говорят, ее женские прелести сводили с ума многих членов съемочных групп. Откровенные сцены с участием Догилевой есть во множестве фильмов: «Яма», «Бармен из «Золотого якоря» и в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь» (1982).

«Частная жизнь», (1982)
«Частная жизнь», (1982)
«Яма», (1990)
«Яма», (1990)
Александра Захарова в фильме «Убить дракона». 1988 год.
Александра Захарова в фильме «Убить дракона». 1988 год.
Лариса Гузеева в фильме «Спальный вагон». 1989 год.
Лариса Гузеева в фильме «Спальный вагон». 1989 год.

Использование текста возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник (Сайт "СССР. Под знаком качества") или ссылаясь на материал в ЖЖ Нюра Шарикова

Оставить комментарий