Красавица-вдова пять лет доказывала свою невиновность, оспорила два суровых приговора и добилась своего. Но кто же тогда настоящий убийца Дмитрия Пузикова?
Дело «самарской Леди Макбет» неожиданно развалилось 31 октября. «К убийству мужа непричастна, освободить из-под стражи с правом на реабилитацию» - в это решение апелляционного суда Самарской области с трудом поверили те, кто много лет следит за развитием этой детективной истории в духе Агаты Кристи.
Приговоры, основанные на предположениях
Успешного молодого банкира, сына основателя регионального «Россельхозбанка» Дмитрия Пузикова коварно отравили солями таллия, подсыпанными в картофельное пюре на семейной вечеринке в марте 2012 года. С первых дней расследования громкого убийства главной подозреваемой стала его жена. Екатерине тогда было 23 года, она перенесла тяжелые роды, ребенок еще был слаб и часто болел.
«Жена отравила богатого мужа из-за ревности и наследства» - так изложили мотивы преступления следователи, но доказать вину Екатерины в итоге не смогли.
- Если вы обвиняете меня, у вас должны быть доказательства и доводы. Покажите мне их, - повторяла 29-летняя Екатерина Пузикова месяц назад в СИЗО сначала в эксклюзивном интервью «Комсомолке», потом в эфире нового шоу Андрея Малахова.
Напомним за пять лет Екатерину дважды признавали убийцей. В августе 2015 года ее осудили на семь лет тюрьмы. Однако уже через несколько месяцев приговор отменили, дело вернули следствию. Слишком много нестыковок в нем было, слишком много предположений и догадок.
С одной стороны зачем женщине с грудным ребенком на руках убивать собственного мужа? С другой – Дмитрий отравился пюре, которое приготовила Екатерина. Все показания это подтверждают. Но откуда у вчерашней выпускницы вуза редкий яд, как она его подсыпала в блюдо, следствие так и не выяснило.
Не было ответов на эти главные вопросы и в материалах, которые следователи предали в суд в начале 2017 года. Однако судья рассмотрела их и вынесла в июле еще более суровый приговор Екатерине – «Виновна. Девять лет тюрьмы».
- Никаких новых проверок следствие не назначило, нашу версию о том, что отравился Пузиков второй порцией пюре, а не той, что ему подала жена, не проверили. Все тома дела Екатерины похожи на прежние, - отметил после второго приговора защитник Екатерины Василий Гурко.- Мы видели, как спешат покончить с этой историей, но продолжили бороться за справедливость.
Когда в апелляционном суде 31 октября прозвучало долгожданное для Екатерины «к убийству мужа непричастна», она расплакалась.
«Если не она, то кто же?»
Обвинение настаивало на том, что Екатерина не выдержала постоянных измен мужа и решила его убить. А потом уехать к бывшему молодому человеку, с которым Катя якобы часто переписывалась незадолго до смерти мужа.
Защита вдовы настаивала на том, что настоящим убийцей мог быть двоюродный брат погибшего Дмитрий Пузиков. На его руках обнаружено больше всего таллия. Мотивом преступления адвокаты Екатерины называли корыстные интересы родственников погибшего. Приводят факты, что сразу после смерти банкира, все его имущество было переписано на его дядю – Сергея Пузикова. Маленькому наследнику банкира не досталось в итоге ничего. Есть и такой факт, что мать погибшего пыталась изменить графу «отцовство» в свидетельстве о рождении внука. По словам адвоката Василия Гурко, Пузиковы не хотели, чтобы вся недвижимость и деньги перешли к сыну погибшего.
- У нас есть предположения, которые нужно бы проверить следователям. Версия эта в том, что банкира убили его же родственники, потому что боялись, что все богатства «уплывут» в столицу. Факты, что Дмитрий Владимирович отвозил в столицу огромные суммы ради новой должности в банке, подтверждены. Однако следствие в этом направлении не работало. Проще ведь было обвинить женщину и закрыть дело, - говорит Гурко.
Дмитрий Пузиков свою вину отрицал, но очень редко соглашался на общение с журналистами. Вот и теперь от комментариев он отказался. Все родственники погибшего банкира сейчас в шоке от оправдательного приговора их бывшей невестке.
- Я не понял, как так вышло. Катя, наверное, знала о таком исходе. Еще в начале заседания была в бодром расположении духа, - говорит дядя погибшего Сергей Пузиков.
Будет ли обжаловать это решение адвокат потерпевших, непонятно. Пока неизвестна мотивация суда, говорить об этом он считают бессмысленным.
- Я удивлен такому решению. По другим делам всех материалов дела хватило бы на три приговора. Нам сейчас нужно подумать, - отметил адвокат Вячеслав Тележинский. – Если Екатерину оправдали за непричастность, нужно искать другого подозреваемого. А на любого из тех, кто был в той компании, доказательств в разы меньше, чем на нее.
НЕЗАВИСИМОЕ МНЕНИЕ
«Дело, скорее всего, заморозят»
Павел Афанасьев, адвокат:
- В этом деле большую роль сыграли журналисты – пятая власть. Абсурдность дела стала видна всем. Общественный резонанс в конечном итоге и привел к оправдательному приговору. Ну и плюс ко всему дело 5 раз отправляли на доследование, а органы следствия ничего не делали. Они не представили новых доказательств вины Екатерины. Так как у нас в стране действует принцип презумпции невиновности, ее оправдали.
Теоретически теперь следствие должно найти настоящего убийцу. Но фактически расследование, скорее всего, заморозят. Отравителя найдут, может быть, через год, два. Или вообще не найдут.
Вряд ли папа Екатерины подкупал следствие – дело вызвало слишком широкий резонанс. Вряд ли здесь были возможны какие-то личные отношения. Да и эта история на особом положении в Верховном суде. Я думаю, этот приговор оставят без изменения. Кате уже ничего не грозит.
ВОПРОС РЕБРОМ
Где отравитель мог взять редкий яд?
Главный вопрос таинственного дела, из-за которого и развалилось в итоге обвинение, остается открытым. Свидетели твердили, что пюре, которое ел покойный, было горьким. Но ведь яд, который выявила экспертиза – соли таллия - не имеет ни вкуса, ни цвета, ни запаха.
- Раньше был широко распространен целиопаст. Им травили мышей, - объяснил «КП»-Самара» агроном Евгений Сергиенко. – Поскольку таллий на самом деле невозможно обнаружить, его делали горьким. Чтобы человек ненароком не выпил, не съел смертельную дозу. Если отравитель достал не чистый таллий, а смесь, то картошка в любом случае была бы горькой.
Другая версия: в картофеле мог быть соланин, который тоже горчит. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» Катя рассказывала: горькое пюре – это инсценировка.
- Меня просто хотели подставить, - уверена вдова. – В порцию, которую принесла я, добавили толченый дротаверин («Но-Шпу»). Или водку налили. Вот и пытались акцентировать внимание на том, что это якобы я сделала.
В обвинительном заключении Екатерины было написано: «изыскала яд в неустановленном следствием месте при неустановленных следствием обстоятельствах». То есть где она его достала, следователи не знают.
Таллий и его соли запрещены к обороту. Его нельзя купить в соседнем магазине бытовой химии.
- Соли таллия в сельском хозяйстве не применяют уже лет 30, - уверен агроном Евгений Сергиенко. – Но не думаю, что будет проблемно найти тот же целиопаст на черном рынке. Люди даже наркотики достают, а тут – яд крысиный.
Дядя погибшего мужа Катерины Сергей Пузиков много лет проработал агрономом. Значит, он мог достать соли таллия и передать его сыну Дмитрию? А он уже – якобы из зависти к брату – решил его отравить. На этой версии настаивали защитники Екатерины.
- Я не мог достать яд. Я уже давно не работаю агрономом, - рассказал Сергей Васильевич Пузиков «КП»-Самара». – Здоровье уже не позволяет. А после этой истории давление то и дело скачет.
Следствие обнаружило три компании, которые занимаются продажей таллия: «Металлон», «Лабтех» и «Химсервис». Ни в одной из них таллий в 2011-2012 году не продавали. А если и продавали - то металл.
Кроме того, к материалам дела прикреплен рапорт следователя от 2014 года: «Следствие установило существование «черного Интернета»… Через него дознаватели вышли на нелегальные форумы по продаже отрав. Два бесплатных, а остальные – за 10 долларов. К материалам дела подшиты только бесплатные.
В УФСБ России по Самарской области ответили: «Нам неизвестны каналы поставки таллия»...
Как теперь будут искать отравителя? Какие версии защиты будут проверять?
«Комсомолка» будет следить за развитием событий.