Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 введен «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Он представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- сохранение уникальности и самоценности детства;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализации Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности.
В Стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка и его возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации. Определены основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение его развития;
- ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, ребенок является полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- соответствие условий, требований и методов возрасту и особенностям развития;
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Стандарт направлен на повышение социального статуса дошкольного образования. Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.
Стандарт направлен на решение следующих задач:
- охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования;
- создание благоприятных условий развития детей;
- объединение обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи и общества;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и форм дошкольного образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей.
Стандарт включает в себя требования:
- к структуре Программы и ее объему. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей. Оно определяет направления развития: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие;
- к условиям реализации Программы: психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям;
- к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, к которым относятся социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.