В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей.. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений - это непосредственные наблюдения людей за объектами и явлениями в природе.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу-возможности для реализации полноценного экологического воспитания.
Научить детей любить природу, растения- все живое, видеть красоту, необычность окружающего мира помогает детям художественная литература. Еще с детства ребенок знакомиться с природой не только воочию, но и в произведениях, воспевающих сказочную, изящную красоту того же листочка или маленькой улитки, которые являются частичками огромного мира.
Будучи совсем маленьким, ребенок знакомится с природой, живыми существами, первое знакомство происходит с помощью мамы, которая показывает ребенку, что все окружающее прекрасно, и что к этому нужно относится бережно, нежно, с любовью. Мама читает сказки, рассказы, загадывает загадки, прививая доброе отношение ко всему окружающему.
Общеизвестно воздействие художественной литературе на умственное и эстетическое развитие ребенка. Писатели через свои произведения, используя художественные средства (метафору, олицетворение, сравнение, эпитет...), например: «Носит одуванчик желтый сарафанчик...», « Постучит синичка утром мне в окно...», « птичка-невеличка», «красавица весна»,- прививают
детям чувство прекрасного, чувство гордости за родную землю. Так в рассказе В. Сухомлинского «Как синичка меня будит» автор с большой любовью пишет о синичке, прочитав это произведение невозможно остаться равнодушной к этой желтогрудой озорнице. «Младшие наши братья» требуют не только уважения к себе, но и бережного отношения, заботы - об этом говорится в стихотворении О. Григорьевой « Синица»:
«Все мои запасы снегом занесло»
Я кормушку смастерю,
Положу ей сало.
Наблюдаю – пташечка
Веселее стала.
И тут же О. Григорьева затрагивает тему неволи, автор говорит, что всё в природе закономерно и взаимосвязано: должны птицы жить на воле - значит это нужно.
Еще одним из основоположников детской природоведческой книги является В. Бианки. Произведения В. Бианки помогают в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы, многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, взаимодействие среды и организма. Уже названия произведений ставят перед детьми вопрос, на который они ищут ответ. "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты" и др. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.Таким образом, художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.