Не будите лихо, пока спит оно тихо. Эта фраза лучше всего определяет зарок, который касается древних захоронений. Но ведь любопытным археологам так и неймётся приоткрыть хоть чуточку завесу хотя бы некоторых тайн древности, даже понимая, что за это придётся весьма дорого расплатиться. Быть может, даже своей жизнью.
В очередной раз подтвердило справедливость всех древних табу на неприкосновенность «городов мёртвых» и исследование обнаруженного в 80-е гг. 20 века на территории Горного Алтая Чепошского городища. Древний скифский некрополь состоял из 12-ти курганов, которые, как лучи, отходили от центральной 13-метровой насыпи, и при этом их расположение абсолютно точно указывало на 4 стороны света.
Согласно старинным преданиям, рассказываемым местными жителями, центральный курган является усыпальницей жестокого скифского вождя Хунну, который своими набегами держал в страхе большую часть Азии и Европы. Легенды утверждают, что этот скифский правитель обладал умением управлять стихиями, и был настоящим колдуном. Поэтому культ поклонения правителю процветал даже после его смерти, а его курган многие века был местом осуществления кровавых жертвенных ритуалов. Враги боялись подступить к месту захоронения скифского правителя, опасаясь его мести даже с того света, - такого страха успел за свою жизнь нагнать на всех Хунну. На месте скифского некрополя на Алтае даже не растёт трава, а вода в бьющем вблизи кургана источнике обладает розовым оттенком.
Исследователи, которые поднимались на курган скифского вождя, начинали испытывать сильные головные боли, доводившие до обмороков, а вся техника для изучения сокрытой под насыпью кургана усыпальницы внезапно переставала функционировать. Притом, что раскопки осуществлялись в летнюю пору, когда стояла сильная жара, на вершины кургана скифского правителя археологи ощущали невыносимый холод и порывы сильного ветра, которые не наблюдали те, кто находился внизу. По ночам в лагере археологической экспедиции слышались странные звуки, напоминающие топот лошадей, звон мечей и какие-то возгласы, а однажды на рассвете археологи даже заприметили на вершине кургана фигуру всадника.