Найти тему
Thisis.Media

ПОЗОРНЫЕ ОТЗВУКИ ВЕКА ДЖАЗА

Если вам кажется, что у нас самые идиотские законы в мире, вы, наверное, никогда не слышали про закон о кабаре в Нью-Йорке

Евгений Дегтярев-журналист

Давайте ненадолго забудем о хайпбистинге, апскертинге, баттл-рэпе и харрасменте и отмотаем пленку почти на 100 лет назад.

Как говорится, вжух — и мы в блистательном Нью-Йорке молодого Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, где кебы, груженные молодыми принстонскими повесами, тянутся вереницей к ресторану “Лафайет”.

Раз уж и мы в Нью-Йорке 20-х, давайте возьмем кеб и прокатимся туда, куда таксисты даже спустя век будут заезжать с опаской в темное время суток, туда, где творится настоящая история, — в Гарлем. Мы окажемся в центре важнейшего общественного и культурного явления, которое окрестили Гарлемским ренессансом.

Гарлемский ренессанс — это период с конца Первой мировой войны до середины 30-х, когда черная культура, благодаря массовой миграции из южных штатов на северо-восток, Средний Запад и Запад США, пережила второе рождение. В это время мир узнал о том, что черные, чьи деды были рабами, умеют не только за бесценок пахать на стройках нового мира и петь пошлые песни про бананы, но и аргументированно заявлять о своих правах на участие в общественной жизни, политическое и экономическое равенство, образование, расовую и культурную самоидентификацию и свободу творчества.

Гарлем стал в 20-х центром черной культурной жизни: там рождались лучшие образчики афроамериканской поэзии, литературы, театра, музыки и танцев. Не секрет, что New Negro Movement с его появившимися словно грибы после дождя газетами, журналами, театрами, писательскими объединениями и политическими ячейками, был встречен белыми расистами, считавшими, что освобождение от кандалов — для ниггеров и так слишком много, с нескрываемой ненавистью. Она выливалась в том числе в совершенно абсурдные законодательные акты, некоторые из которых продолжают действовать и по сей день.

Нью-йоркским законникам настолько претило, что негры имеют возможность безнаказанно собираться вместе, устраивать дурацкие пляски и горланить дурацкие песни, что в 1926 году был принят варварский закон, запрещающий танцевать и исполнять музыку на сцене во всех местах, где продаются еда и напитки, если у заведения нет на это соответствующей лицензии. Стоит ли говорить о том, что позволить себе такую лицензию владельцы джаз-клубов в Гарлеме не могли. Нарушителей ждали штрафы, закрытие и тюремные сроки. Так белые вновь одержали победу над черными, но борьба со здравым смыслом продолжилась.

В 40-х полиция Нью-Йорка выпустила дополнение к закону, обязывающее популярных музыкантов обзавестись специальной кабаре-картой, дающей право выступать в городе. Это нововведение оставило без работы Чета Бейкера, Чарли Паркера, Телониуса Монка и Билли Холидей.

В 1971 году, когда черный джаз уже мало кого волновал, а вся страна болела рок-н-роллом, закон был вновь дополнен — на этот раз так называемым правилом трех музыкантов. Теперь можно было выступать без лицензии, но лишь при условии, что на сцене одновременно играют не более трех человек.

Прошло еще 46 лет, за которые много что изменилось как в самом Нью-Йорке, так и в мире. Бен Ладен обрушил башни-близнецы Всемирного торгового центра, Стив Джобс презентовал iPhone, парни из NASA нашли воду на Марсе, девчонки начали отращивать волосы в носу, а Дональд Трамп стал президентом США, но закон о кабаре Нью-Йорка, обязывающий владельцев увеселительных заведений сдавать отпечатки пальцев, предоставлять подробную финансовую отчетность, проходить бесконечные проверки пожарных, электриков, эпидемиологов и т.д. и т.п., просто для того, чтобы организовать у себя в кабаке представление, никуда не делся. На сегодняшний день только 0,1% баров и ресторанов столицы всего на свете имеют законное право развлекать своих гостей танцами и живой музыкой.

И лишь теперь, спустя 91 год после вступления в силу позорного закона о кабаре, загнавшего музыкальную сцену Нью-Йорка в глубокий беспросветный андеграунд, и после многочисленных попыток его отмены силами правозащитников и профессиональных ассоциаций артистов и танцоров, член городского совета Нью-Йорка Рафаэль Эспиналь практически добился этого.

Сегодня, 31 октября, городской совет проголосует за его отмену. Как утверждает Эспиналь, его инициатива получит поддержку. Так что этот Хеллоуин будет для Нью-Йорка особенным. Это будет день, когда вся святая нечисть наконец получит свое выстраданное право на рейв.

Какой вывод можно сделать из этой истории? Танцуй, пока молодой… и пока можно.

ТРИУМФ БЕЗЗАКОНИЯ В НАШЕЙ ТЕЛЕГЕ Спасайтесь у нас!