Большинство картин из своего собрания художник хранил в тайне и показывал лишь избранным.
Клод Моне был не только одним из самых известных художников своего времени, но также страстным и взыскательным коллекционером. При этом большинство его сокровищ были скрыты от посторонних глаз, а сам живописец своё увлечение не афишировал.
В коллекцию Моне входили работы Кайботта, Коро, Дега, Делакруа, Мане, Моризо, Писсарро и даже скульптуры Родена. Но наиболее обширно были представлены Сезанн и Ренуар — по 14 произведений каждого.
В конце жизни Клод Моне открылся множеству биографов и журналистов, но к моменту смерти в 1926 году ему всё же удалось сохранить кое-что в секрете. В частности — свою коллекцию. Значительная её часть хранилась во внутренних комнатах дома в Живерни, куда посчастливилось заглядывать лишь избранным друзьям и коллегам художника.
«Моя коллекция лишь для меня одного… и нескольких друзей, — признавался Моне. — Я держу её в спальне, у кровати».
Несмотря на то, что в последние годы жизни художника появилось множество письменных свидетельств о нём, немногие намекали на объём коллекции или мотивы при её формировании. Исследования усложняются ещё и тем, что опись, сделанная после смерти Моне, была уничтожена во время Второй мировой войны. Коллекция живописца перешла его сыну Мишелю, а от него — Музею Мармоттана.
Экспертам удалось подтвердить провенанс 120-ти произведений искусства. Документы свидетельствуют, что Клод Моне начал коллекционировать в 1859 году, когда приехал в Париж.
«Тут не было ничего общего с рынком, с поддержкой друзей и вообще с дружбой. Моне хотел собрать произведения, которые он считал значительными. Все они связаны с его главным интересом, импрессионистской живописью, но все отличаются от того, что делал он», — поясняет Марианна Матьё.
Один из таких примеров — «Юная купальщица» (1892), одна из самых красивых картин ню Пьера Огюста Ренуара — которой сейчас владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
«Когда у Моне было достаточно денег, чтобы купить Ренуара на рынке, он приобретал купальщиц. Сам он никогда не писал ню, но собирал их», — подчёркивает искусствовед.
В первые два десятилетия в Париже Моне получал работы в подарок.
Первые приобретения сам коллекционер делал после долгих раздумий, и это были произведения, с которыми он не расставался всю жизнь. Среди них — «Пикник на берегу реки» (1873 — 1874) Поля Сезанна и «Женщина в профиль в меховом пальто» (ок. 1879 года) Мане. Последнюю Дюран-Рюэль приобрёл на распродаже в феврале 1884 года за 180 франков и перепродал Моне уже за 250. Таким же образом Моне стал владельцем многих работ впоследствии: он посещал аукционы и предшествующие им выставки, но не делал ставки. Вместо этого художник договаривался с дилером или знакомым, который участвовал в торгах, и позже покупал работу у этого человека в стороне от глаз публики.
«Самое удивительное, что в случае с Сезанном или Дега он не обращался напрямую к самим художникам, которых знал уже более пятнадцати лет», — пишут кураторы в каталоге к выставке.
В 1890-е годы Моне стал достаточно богат, и мог позволить себе заплатить тысячи франков за одну работу.
В середине 1890-х годов Моне купил ряд полотен за сотни франков, в 1898-м стал владельцем «Натюрморта с горшком имбиря» (1893) за 4,5 тысячи, а в последующие годы заплатил более 8-ми тысяч за ряд других картин коллег. Сопоставимые суммы он выкладывал за произведения Ренуара. Например, композиция «Мечеть. Арабский праздник» (1881) обошлась ему в 10 тыс. франков.
Самой известной частью коллекции Моне были японские гравюры. После него осталась 231 такая работа, включая множество произведений Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и Китагавы Утамаро.
Выставка «Моне-коллекционер» в Музее Мармоттана — Моне продлится до 14 января 2018 года.
Оригинал статьи был размещён по адресу artchive.ru
Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме