У неприятеля те же руки, да русского штыка не знают.
А.В.Суворов
Львиную долю инструментов западного менеджмента получила эксплуатация зависти. Отсюда - культы соревнований между отделами, конкурсы на звание «лучшего продавца», торжественное вручение премий новыми купюрами со «специальным щелчком» и т.д.
Зависть – чувство составное. Поэтому можно сказать, что западные методики эксплуатируют три главных человеческих страсти (три «С»), а именно:
славолюбие (оно же – гордыня, тщеславие, честолюбие),
сребролюбие (оно же – жадность, алчность, скупость, накопительство),
сластолюбие (оно же – чревоугодие, любовь к комфорту, желание дорогих и модных вещей)
Богатые страны забыли нужду. Поэтому сребролюбие часто сливается со славолюбием - хочется быть не просто богатым, а самым богатым. Или сластолюбием - заработать денег на именно эту виллу или яхту. Однако, встречается и в чистом виде, особенно, во времена кризиса.
Страсти имеют особенность. Вначале они сильнейшим образом мотивируют на достижение цели, но при её достижении отступают лишь на малое время. А затем разгораются с новой силой. Отсюда - грустные пословицы вроде «движение к цели важнее самой цели» и семейные неурядицы у горячо когда-то любящих друг друга молодожёнов.
Страсть ненасытна, поэтому полученный приз скоро прекращает радовать. Всегда найдётся место, лучше которого не достичь. А страсть всё равно хочет большего… Люди превращаются в духовных инвалидов, становятся одержимыми унынием (отсюда безудержная тяга к развлечениям и антидепрессантам), а то и просто губят себя и свою жизнь.
Немалую роль в душевных кризисах подчинённых играют их руководители, которые разжигают желания не нужных нормальному человеку вещей. Отсюда первая проблема.
Только очень глупый человек будет так же трепетно относиться к двадцатому значку «продавец месяца», как к первому. Мало кого удовлетворяет зарплата, какой бы высокой она ни была, если она не растёт. Карьерист, взлетевший на вершину, так же сильно стремится и дальше, хотя выше ничего нет.
Отсюда родовой признак американского бизнеса – постоянное перетекание специалистов из одной компании в другую. Отсюда обычная практика отсылки резюме во все стороны сразу же после получения новой работы. Отсюда жёсткие трудовые контракты. Отсюда же и известное следствие, о котором мы уже говорили.
Перетекая из фирмы в фирму, люди «стандартизируются», постепенно становятся «винтиками». Видели в американских фильмах сцену – босс по дороге в кабинет замечает новую секретаршу, которую «прислали из агентства» на замену заболевшей? Часто такое бывает у нас?
Поэтому чаще всего «наши» люди успешно внедряют на своих предприятиях западные стандарты управления только с поправкой на «наш» образ мышления. Они относятся к «барским играм» либо как к играм, либо как к способу немного подзаработать. Но не пускают этот азарт внутрь себя. А если кто-то из менеджеров начинает и думать «как они», то немедленно теряет власть над коллективом, который совершенно справедливо начинает считать начальника «чудаковатым».
Не справедливо утверждать, что все иностранные методики основаны на разжигании одной зависти. Например, успехи японской экономики во многом объясняются внедрением самурайских кодексов в корпоративный сектор. Однако эта система начала сбоить сразу же, как уменьшилась подпитка «низов» пирамиды - бедных жителей деревень, готовых работать за гроши и долгие годы ждать повышения, перестало хватать.
И бизнес-общество отличается от самурайского. Самураи редко уходили на пенсию, чаще – умирали, не дожив до старости. Клан не нёс нагрузки «заслуженных» и дорогих стариков.
В любом случае, и эта модель не для нас – никто не будет ждать десятилетиями «своей доли», слишком уж часто нас обманывали.
Кроме того, самурайский кодекс чести основан именно на этом, гипертрофированном, а потому неверном и часто откровенно нелепом понимании чести, которое, однако, было тем «внутренним сторожем», заставляющим слуг слушать хозяина без дополнительных стимулов.