Найти тему
Анти-менеджмент

Управление завистью. Общая слабость западной науки управления

У неприятеля те же руки, да русского штыка не знают.
А.В.Суворов

Львиную долю инструментов западного менеджмента получила эксплуатация зависти. Отсюда - культы соревнований между отделами, конкурсы на звание «лучшего продавца», торжественное вручение премий новыми купюрами со «специальным щелчком» и т.д.

Зависть – чувство составное. Поэтому можно сказать, что западные методики эксплуатируют три главных человеческих страсти (три «С»), а именно:
славолюбие (оно же – гордыня, тщеславие, честолюбие),
сребролюбие (оно же – жадность, алчность, скупость, накопительство),
сластолюбие (оно же – чревоугодие, любовь к комфорту, желание дорогих и модных вещей)

Богатые страны забыли нужду. Поэтому сребролюбие часто сливается со славолюбием - хочется быть не просто богатым, а самым богатым. Или сластолюбием - заработать денег на именно эту виллу или яхту. Однако, встречается и в чистом виде, особенно, во времена кризиса.

Страсти имеют особенность. Вначале они сильнейшим образом мотивируют на достижение цели, но при её достижении отступают лишь на малое время. А затем разгораются с новой силой. Отсюда - грустные пословицы вроде «движение к цели важнее самой цели» и семейные неурядицы у горячо когда-то любящих друг друга молодожёнов.

Страсть ненасытна, поэтому полученный приз скоро прекращает радовать. Всегда найдётся место, лучше которого не достичь. А страсть всё равно хочет большего… Люди превращаются в духовных инвалидов, становятся одержимыми унынием (отсюда безудержная тяга к развлечениям и антидепрессантам), а то и просто губят себя и свою жизнь.

Немалую роль в душевных кризисах подчинённых играют их руководители, которые разжигают желания не нужных нормальному человеку вещей. Отсюда первая проблема.

Только очень глупый человек будет так же трепетно относиться к двадцатому значку «продавец месяца», как к первому. Мало кого удовлетворяет зарплата, какой бы высокой она ни была, если она не растёт. Карьерист, взлетевший на вершину, так же сильно стремится и дальше, хотя выше ничего нет.

Отсюда родовой признак американского бизнеса – постоянное перетекание специалистов из одной компании в другую. Отсюда обычная практика отсылки резюме во все стороны сразу же после получения новой работы. Отсюда жёсткие трудовые контракты. Отсюда же и известное следствие, о котором мы уже говорили.

Перетекая из фирмы в фирму, люди «стандартизируются», постепенно становятся «винтиками». Видели в американских фильмах сцену – босс по дороге в кабинет замечает новую секретаршу, которую «прислали из агентства» на замену заболевшей? Часто такое бывает у нас?

Поэтому чаще всего «наши» люди успешно внедряют на своих предприятиях западные стандарты управления только с поправкой на «наш» образ мышления. Они относятся к «барским играм» либо как к играм, либо как к способу немного подзаработать. Но не пускают этот азарт внутрь себя. А если кто-то из менеджеров начинает и думать «как они», то немедленно теряет власть над коллективом, который совершенно справедливо начинает считать начальника «чудаковатым».

-2

Не справедливо утверждать, что все иностранные методики основаны на разжигании одной зависти. Например, успехи японской экономики во многом объясняются внедрением самурайских кодексов в корпоративный сектор. Однако эта система начала сбоить сразу же, как уменьшилась подпитка «низов» пирамиды - бедных жителей деревень, готовых работать за гроши и долгие годы ждать повышения, перестало хватать.

И бизнес-общество отличается от самурайского. Самураи редко уходили на пенсию, чаще – умирали, не дожив до старости. Клан не нёс нагрузки «заслуженных» и дорогих стариков.

В любом случае, и эта модель не для нас – никто не будет ждать десятилетиями «своей доли», слишком уж часто нас обманывали.

Кроме того, самурайский кодекс чести основан именно на этом, гипертрофированном, а потому неверном и часто откровенно нелепом понимании чести, которое, однако, было тем «внутренним сторожем», заставляющим слуг слушать хозяина без дополнительных стимулов.