Сирийские войска при поддержке российских ВКС, палестинское ХАМАС, курдское ополчение, авиация западной коалиции и другие вооруженные и «неравнодушные» группировки постепенно и неуклонно выдавливают боевиков ИГ с территории Сирии и Ирака.
В ближайшее время, скорее всего, завершится операция по освобождению большей части Ирака, и террористам нужно искать новую перспективную базу. Для этих целей они избрали Афганистан – страну, уже десятки лет терзаемую войной. Информация о том, что террористическая группировка ИГ решила перебазироваться на Восток, появилась в СМИ уже в конце 2016 года.
Афганистан удобен для ИГ тем, что всю территорию государства не контролирует центральное правительство. Кабул заявляет о том, что 60% территории страны находятся под его контролем, то же заявляет и движение «Талибан». Реально страна поделена между «Талибаном» и Кабулом, поддерживаемым западной коалицией, пополам. Какая-то часть территории контролируется этническими группировками. Самая же большая проблема заключается в том, что Кабул не контролирует северные провинции Афганистана, которые непосредственно граничат с государствами Центральной Азии.
В числе своих стратегических целей представители ИГ объявили – ни больше ни меньше – строительство Центрально-азиатского велаята, а на сладкое оставили себе Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая. Надо отметить, что по исследованиям одной из аналитических западных компаний наиболее боеспособные части ИГ укомплектованы выходцами из ЦА. К тому же самый высокий процент смертников опять же приходится на выходцев из бывшего СССР. В списке смертников полно узбекских, таджикских, киргизских фамилий.
Уже несколько лет различные исламские террористические группировки рекрутируют сторонников из числа граждан ЦА. Ежедневно жители Таджикистана и других центральноазиатских республик получают около 90 тысяч SMS с призывом присоединиться к джихаду. Глава комитета по правопорядку, обороне и безопасности нижней палаты парламента Таджикистана Джурахон Маджидзода привел эти данные в начале июня. По его словам, свыше 80% из 3 млн пользователей Интернета в стране сталкиваются в соцсетях с информацией террористического характера и соответствующей пропагандой. Так что, надо полагать, сторонники у ИГ в Центральной Азии есть.
В начале мая правительство Турции предупредило Туркменистан, что на его территории планируются террористические акты. А уже в 20-х числах июня прошла информация, что боевики ИГ пытаются захватить уезд в северо-западной афганской провинции Джаузджан, на границе с Туркменистаном. И на днях афганское информагентство Ariana News заявило, что захват уезда Дарзаб осуществлен. Так что угроза безопасности реальна, и Ашхабад это понимает.
25 июня афганская армия штурмовала пещеры Тора-Бора, где нашли пристанище боевики ИГ, которые пытались сделать комплекс подземных коммуникаций своей базой. "Силы безопасности смогли полностью занять район Тора-Бора и очистить его от всех боевиков. Мы решили создать здесь сильную базу, чтобы боевики ИГ не смогли вернуть его (район – прим. ред.) себе", – заявил исполняющий обязанности министра обороны страны Тарик Шах Бахрами.
Информация о том, что боевики ИГ появились в северо-восточной провинции Кундуз, прошла в СМИ поздней осенью 2016 года. В середине июне провинция перешла под контроль «Талибана». Каков сейчас уровень сотрудничества ИГ и «Талибана», знают наверняка только представители спецслужб. Раньше талибы не ставили перед собой глобальной цели построения «всемирного» халифата. Их интересовал исключительно Афганистан. Кто знает, каковы их цели сейчас?
Провинция Кундуз (оплот басмачества в 1930-е годы) имеет протяженную границу с Хатлонской областью Таджикистана. А далее провинция Бадахшан, граничащая с Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана. Это своеобразный медвежий угол – труднодоступный высокогорный район, площадь которого более чем в два раза превышает площадь Крыма, а население на порядок меньше.
В рейтинге армий ЦА армия Таджикистана занимает последнее место. Ее численность составляет чуть более 20 тысяч бойцов. Притом что талибы утверждают, что у них под ружьем то ли 60 тысяч, то ли 80 тысяч моджахедов. Данных по боевикам ИГ в Афганистане в открытых источниках нет.
Сведений о том, что боевиков ИГ видели на границе с Узбекистаном, пока нет. Пока.
В Таджикистане антитеррористические учения проходят одно за другим. В страну переброшены дополнительные вооружения: самолеты, вертолеты, РСЗО «Ураган», «Искандеры-М». 201-я российская военная база укрепляется самым серьезным образом. В 20-х числах июня в Таджикистан прибыл командующий войсками Центрального военного округа (ЦВО) России генерал-полковник Владимир Зарудницкий.
События в самом Афганистане разворачиваются самым драматическим образом. Боевые действия активизированы во многих провинциях. Американцы дополнительно перебрасывают 4000 военнослужащих. Стабилизирует ли это ситуацию? Нет, конечно. В боевых действиях на территории Афганистана американцы в последнее время не замечены. Если не считать таковыми сброс супербомбы на пещеры Тора-Бора.
Наступает время проверки эффективности ОДКБ и его структур. Самое эффективное, если все, кто с оружием, так и останутся по ту сторону границы Узбекистана, Туркменистана и Таджикистана.
*Террористическая организация, запрещенная в РФ