Количество зарегистрированных в системе ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей превысило миллион. Учитывая, что российский автопарк насчитывает 50 млн единиц транспорта, это не так много. Тем не менее, система экстренного реагирования при авариях уже влияет на разные сферы автомобильной отрасли.
ЭРА-ГЛОНАСС была запущена в промышленную эксплуатацию два года назад. С 1 января 2017 г. все легковые и коммерческие транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории Евразийского экономического союза, должны оснащаться устройствами вызова экстренных оперативных служб.
Для легковых машин и части легких коммерческих предназначена «система», которая автоматически срабатывает при авариях. Для остальных транспортных средств, включая внедорожники, предлагают упрощенное устройство, которое реагирует только на опрокидывание, а в других ситуациях помощь нужно вызывать нажатием специальной кнопки.
Автоматическая помощь
ЭРА-ГЛОНАСС прежде всего должна спасать жизни. Считается, если пострадавший получит медицинскую помощь в течение часа, он выживет в 90% случаев. Директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Станислав Грушевский отметил, что система ЭРА-ГЛОНАСС «будет сдерживаться технологическими возможностями покрытия базовыми станциями всех сотовых операторов на территории Российской Федерации». В то же время ЭРА-ГЛОНАСС оснащена виртуальным оператором связи, который объединяет все мобильные сети в одну и для передаче информации о ДТП выберет самый устойчивый сигнал.
Тем не менее, по данным АО «ГЛОНАСС», с января 2016 г. принято более 400 тыс. экстренных вызовов, почти в 4 тыс. из них потребовалось привлечение экстренных оперативных служб. С августа 2017 г. количество автоматических вызовов превысило ручные и продолжает расти.
Привезите бензин
Чтобы получить помощь от ЭРА-ГЛОНАСС, не обязательно попадать в ДТП. С помощью кнопки SOS в скором времени можно будет вызвать техническую помощь. Такая услуга на текущий момент доступна только владельцам автомобилей Hyundai и Genesis, купленных после 13 октября 2017 года. «Хендэ Мотор СНГ» стала первым производителем, запустившим совместно с АО «ГЛОНАСС» подобную услугу.
Круглосуточную техническую помощь оказывает Российское Автомобильное Товарищество (РАТ) — его специалисты вызовут эвакуатор, поменяют колеса, запустят двигатель и даже подвезут канистру с топливом.
После нажатия кнопки SOS оператор экстренной службы передаст в РАТ причину вызова и данные об автомобиле: марку, модель, цвет, координаты. А те в свою очередь свяжутся с водителем по мобильной связи. Консьерж-сервис «Помощь на дорогах» начнет работать с 1 ноября, но пока не на всей территории России, а в 70 крупных городах и их окрестностях. В течение первого года обслуживание будет бесплатным.
Страховой случай
Уже в начале следующего года терминалы ЭРЫ смогут передавать информацию о ДТП прямо страховщику, включая VIN автомобиля, его скорость в момент столкновения, время и место аварии. Таким образом, водителям станет проще оформить происшествие по европротоколу — без вызова сотрудников ГИБДД. Кроме того, данные с терминала могут быть использованы при разбирательствах в суда.