Знакомые каждому школьнику ноты Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La – это первые слоги полустиший монашеского гимна, стихи к которому были написаны Павлом Дьяконом:
«UT queant laxis / REsonare fibris / MIra gestorum / FAmuli tuorum / SOLve polluti / LAbii reatum / Sancte Iohanne»
(«Чтобы могли рабы твои заставить звучать в полный голос чудеса твоих прошлых подвигов, отвори уста их, запятнанные грехом»).
Седьмую ноту SI (последнее полустишие «Sancte Iohanne») добавили позднее, в 1482 году, а замена UT на DO случилась в 17 веке. Произошло это благодаря Джован-Баттисту Дони, итальянскому музыкальному теоретику и композитору. В отличие от средневекового монаха, Дони не стал проявлять ложной скромности и дал ноте две буквы своей фамилии.
Но д'Ареццо не ограничился только названием нот, но и попутно изобрел нотную линейку из четырех линий и трех промежутков между ними – тетраграмму. В 13 веке ее модернизировали, прибавив к ней пятую – и получилась пентаграмма, которой музыканты пользуются до сих пор.