НАДЕЖДА КАЛИНИНА, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ
Почему немецким компаниям выгодно оплачивать профессиональное обучение молодежи?
В этом году в Беларуси вырос спрос на рабочие профессии. По даннымМинистерства труда и соцзащиты, самая востребованная в стране — профессия швеи: на 1125 вакансий приходится 201 безработный. Большой спрос также на арматурщиков, водителей автомобилей, кассиров, курьеров, монтажников строительных конструкций, официантов, поваров.
Популярность и доступность высшего образования вместе с низким престижем рабочих профессий оказывают негативное влияние не только на белорусский рынок труда.
Как с подобной проблемой справляется Германия, рассказала референт по вопросам профессиональной подготовки школьников и молодежи Ремесленной палаты земель Восточный Бранденбург (Германия) Наталия Франке-Малиновская во время семинара «Роль и функции предпринимательских объединений в современной социально-экономической системе: зарубежный опыт и направления развития в Беларуси».
Почти половина молодых немцев получает профессиональное образование в школе. Обучение длится два-три года, состоит из теоретической подготовки и практики на предприятии.
Нередко оплату за профессиональную подготовку берут на себя предприятия, которым нужны специалисты. Причем спрос на учеников со стороны компаний постоянно растет.
− К примеру, когда школьник из Бранденбурга заканчивает десятый класс, он может заключить договор с компанией, начать работать на предприятии и пройти профессиональное обучение, оплачиваемое нанимателем, − рассказывает Наталия Франке-Малиновская.
Молодой человек одновременно работает и обучается. С момента подписания договора с нанимателем о профессиональной подготовке у школьника уже накапливается трудовой стаж.
Такой подход помогает обеим сторонам. Молодой работник одновременно получает аттестат об образовании и набирается опыта. «Компания-опекун» может за эти годы передать ему основные практические навыки и предоставить первое место работы.
− Профессиональное обучение имеет индивидуальный подход, чтобы скроить на каждого ученика свою образовательную модель. Изучаемые дисциплины полностью соответствуют выбранной профессии, − объясняет представитель Ремесленной палаты.
По словам Наталии Франке-Малиновской, выпускникам, которые не смогли самостоятельно найти «компанию-опекуна», часто помогают профильные палаты.
− Ремесленная палата помогает малым и средним предприятиям в поиске учеников. Если кто-то приходит к нам и говорит, что не нашел место для получения профессионального образования, его ищем мы, — говорит эксперт.
Выпускные экзамены проводят профильные палаты: торгово-промышленные или ремесленные. По окончании обучения выпускник получает аттестат и свидетельство об опыте работы.
Как подчеркивает эксперт, совмещение теоретического и практического обучения помогает юношам и девушкам вникнуть в суть выбранной профессии. Это дает им возможность либо окончательно убедиться в правильности выбора, либо осознать, что совершили ошибку.
− Во время практики ученик может убедиться в плюсах и минусах профессии, чтобы решить подходит ли ему выбранная специальность. К примеру, пекарь должен вставать на работу в двенадцать часов ночи, а парикмахер трудится перед Рождеством и по субботам, — объясняет Наталия Франке-Малиновская.
Количество часов, отведенных для практики на предприятиях, как правило, почти в два раза превышает время на теоретическую подготовку. Выпускники школ могут сразу работать по специальности, которую получили без отрыва от учебы. Причем, обязательного распределения нет: можно остаться на предприятии, где оттачивались практические навыки, или найти новое место работы.
А вот белорусским нанимателям, как известно, зачастую приходится переучивать молодых специалистов, не говоря уже о вчерашних школьниках.