Беззаконие, безнравственность, безнадёжность - в трёх «без» о первом реалистическом романе Дмитрия Глуховского. Впрочем, «Текст» настолько мрачен и страшен в своём правдоподобии, что хочется отгородиться от него рамками антиутопии, на которую он по своему сюжету очень похож. Он ею бы и был, напиши его автор хотя бы лет 10 назад. Так и представляются кричащие аннотации: «Мобильные телефоны захватили нашу жизнь!» или «Смартфон способен рассказать всю правду о своём владельце». Аналог Большого Брата и Дивного нового мира, которые щекотали нервы читателем по всему миру в веке XX-ом. XXI-й орёт о новых технологиях, инновациях в области компьютерной техники и средств слежения. Мы добились того, чего хотели: маленькое устройство, удобно помещающееся в руке, вмещает в себя всю нашу жизнь. Весьма комфортно и практично, но лишь до тех пор, пока девайс не начинают использовать против нас.
Герой романа «Текст» - Илья Горюнов - типичный маленький человек, задавленный системой. В 20 лет он быть ложно обвинён в распространении наркотических средств и приговорён к семи годам лишения свободы. Полностью отбыв срок, он возвращается домой, где его никто не ждёт. Не смогли родные и любимые дотерпеть до его приезда, кто умер, кто отрёкся, а у кого просто своя жизнь, абсолютно чуждая отсидевшему Илье. Остаётся только старый верный друг - бутылка сорокоградусной, она-то всегда поймёт и ни в чем не откажет. Даже больше: сподвигнет на подвиги, придаст смелости, отправит во все тяжкие.
Тяжким для Ильи стало обнаружение в кармане мобильного телефона Суки - того самого, по чьей прихоти двадцатилетний парнишка оказался в местах не столь отдалённых. Вино-водочные приключения в ночной Москве и не таким закончится могут. Как бы то ни было, смартфон Пети Хазина становится собственностью героя, которой он может распоряжаться по своему усмотрению. Вариантов в сложившейся ситуации немного: изучать и пользовать содержимое девайса или избавиться от оного. Делая из сюжета настоящий психологический триллер, Глуховский придерживается первой альтернативы. Таким образом, отправная точка романа - Илья начинает капаться в телефоне своего недруга и разбираться, что за человек этот Петя Хазин.
Добрая половина романа - переписки, просмотры видео и прослушивание диктофонных записей. Скукота, можете подумать вы, но не тут-то было. Автор мастерски закручивает сюжет, превращая клики по иконкам социальных сетей в детектив с погонями, преследованиями, семейной драмой и элементами любовного романа. Да и как иначе, коли в телефоне заключена вся жизнь человека, а она не может быть неинтересной, особенно учитывая, что персонаж Хазина мент, наркодилер и личность весьма рисковая. Да и Илья оказывается тем ещё авантюристом, пытающимся доказать себе и читателям, что безвыходных ситуаций не существует и любую новую информация можно использовать себе во благо. «Текст» в принципе тот тип романа, где главному герою то и дело сулят светлое будущие, а потом раз за разом отнимают у него последние надежды. Жестокий приём, который, как ни печально это осознавать, крайне напоминает нашу жизнь.
«Текст» - история не в последнюю очередь о морали и о выборе, определяющим нас, как личностей. Глуховский подкидывает своему герою десятки дилемм, не имеющих правильного решения, но раскрывающих персонажа с точки зрения человеческих качеств. Поступит ли Илья по совести, проявит ли стойкость, сможет ли перешагнуть через другого человека для достижения своей цели? На что в целом способен пойти тот, кого заперли на семь долгих лет, лишь по причине того, что он оказался не в том месте, не в то время, да ещё и позволил себе отстаивать свою позицию? Тут же один из основных вопросов к читателю: что позволено такому человеку? Имеет ли Илья право наказать своего «благодетеля» и/или его близких? Достоин ли герой шанса на новую жизнь и что ему нужно сделать, чтобы этот шанс заслужить?
«Текст» - прекрасно написанный роман о мире будущего, которое уже наступило, и о Москве, мрачной, щемящей и давящей, но бесконечно любимой автором. В романе Глуховского два героя - место (в первую очередь столица и во вторую - Лобня (Подмосковье), как олицетворение периферии и противопоставление безжалостности мегаполиса) и Илья Горюнов. Остальные персонажи в основном невидимые, нереальные, лишь отголоски смерти или букв на экране. От того сопереживание герою тотальное, как единственному живому существу, мысли и чувства, которого мы имеем возможность пропускать через себя. Страшно и больно. Роман оставляет после себя горькое послевкусие с оттенком веры в человека и человечество и десятки моральных вопросов, на которые каждый читатель должен сам для себя ответить.