Если хочешь, чтобы ребёнок уважал тебя, уважай его сам. Признавай в каждом ребёнке личность. Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Любить – значитпринимать другого таким, какой он есть, во всей его целостности, думать о его благе, дорожить миром другого. А главное стремиться понять, помочь, защитить и не ранить.
Если хочешь, чтобы общение с тобой было приятно ребёнку, а сам ты для него интересен, веди разговор с ним в русле его интересов, а не своих собственных.
Умей слушатьребёнка, не торопись высказывать своё мнение по каждому поводу.
Не суетисьсам. Дети не любят суетливость. Суетливые взрослые не вызывают у них ни уважения, ни доверия.
Если ребёнок в чём-то терпит неудачи и теряет уверенность в себе, не упрекай и не заставляй. Расскажи, что сам когда-то чего-то боялся или не умел, а потом научился преодолевать неудачи.
Критикуя поступок ребёнка, не переходи на личность. Осуждай поведение, а не ребёнка. Не «ты плохой», а «ты поступил плохо».
Помни, что хороший ребёнок и «удобный для тебя» ребёнок – это не одно и то же. Удобный, тихий, во всём с тобой согласный и во всём тебе подчиняющийся – это или больной ребёнок, или будущий приспособленец.
Воспитать раба легче, чем личность. Перестраивай систему взаимоотношений и себя в ней.
Если ты раздражён, устал или чувствуешь неприязнь к ребёнку, не вступай с ним в это время в какой-либовоспитательный контакт. Пережди, остынь, перестройся. Злость и раздражение – плохие советчики и плохие помощники.
Не стремисьлюбой ценой получить от ребёнка признание им ошибок и обещания «больше так не делать». Это всегда или фальшь, или унижение, которого ребёнок чаще всего не прощает, особенно если это унижение его заставили пережить публично.
Собираясь войти в контакт с ребёнком, особенно если это контакт конфликтного характера, вспомни английскую пословицу: «Прежде чем войти в дверь, подумай, как ты из неё выйдешь». Или арабскую: «Прежде чем затащить осла на крышу, подумай, как ты его оттуда снимешь».
Любовь детей воспитывается только любовью, как огонь зажигается только от огня.
И помни:
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребёнка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
Если ребёнка подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.