Продолжаем переводить профессора Пекинского университета Джеффри Тоусона. Тема на сегодняшний дождливый вечер - китайский рынок экспресс-доставки, у которого профессор видит три ключевые характеристики:
1. Очень быстрый рост. Так, в 2013-15 годах число доставленных посылок возросло более, чем вдвое - до 20 млрд штук, а выручка компаний выросла на 35% до 277 млрд юаней ($41.6 млрд долларов);
2. Конкурентный ландшафт становится все более сложным для малого и среднего бизнеса. С одной стороны, на рынке более 8000 компаний, причем крупнейшие 4-5 компаний теряют долю рынка, а цены снижаются (более, чем на 35% за последние 2-3 года). В то же время, в связи с ростом заработных плат растут издержки, что дает преимущество крупным компаниям, которые уже начинают покупать мелкие;
3. На рынок входят интернет-гиганты, в частности, Alibaba и JD.com, которые развивают свой полноценный логистический бизнес и уже готовы потеснить традиционные компании в сфере доставки.
Сможет ли кто-нибудь из крупных игроков рынка занять доминирующее положение в таких условиях?
Для ответа на этот вопрос Тоусон предлагает рассмотреть рынок доставки по трем основным сегментам: 1) доставка в городах, 2) доставка по стране и 3) международная доставка.
Наиболее важной характеристикой каждого сегмента является возможность расширения бизнеса, так как это позволяет снижать цены и наращивать долю рынка и, в конечном итоге, доминировать на рынке.
На рынке доставки в городах наблюдается очень жесткая конкуренция, так как барьеры для входа минимальны. Учитывая размер рынка и высокую конкуренцию, доминировать какой-либо одной компании на этом рынке практически невозможно.
На рынке международной доставки наибольшей угрозой для китайских компаний являются крупнейшие международные игроки, такие как FedEx и UPS, которые активно вытесняют китайские компании с рынка, не оставляя им шансов на расширение бизнеса.
Единственной надеждой для китайских компаний остается рынок доставки внутри страны, где конкуренция не так высока и компаниям относительно легко расширять свой бизнес.
Тоусон выделяет 5 основных путей реализации стратегии по расширению бизнеса и снижению цен, которые можно наблюдать сегодня на китайском рынке доставки:
1. Компании стремятся как можно скорее выйти на IPO для привлечения дополнительных средств;
2. Компании наращивают складские площади, расширяют логистические центры, постоянно увеличивают число грузовиков;
3. Увеличиваются вложения в IT, автоматизацию и другие средства оптимизации производства;
4. Некоторые компании (например, SF Express, EMS, Yuantong) создают собственные авиакомпании для удешевления доставки по стране в долгосрочном периоде;
5. Компании все больше уделяют внимание не только доставке по стране, но и организации трансграничных поставок из других стран региона.
Тем не менее, автор отмечает, что все эти меры могут оказаться недостаточными для завоевания китайского рынка, так как со входом на рынок IT-компаний и промышленных гигантов, которые также проявляют интерес к отрасли, ситуация может значительно измениться, и вряд ли в пользу традиционных компаний экспресс-доставки.
Источник: