В начале июня самое известное творческое пространство города — арт-лофт — пережило раскол. В результате конфликта владельцев экс-управляющий Павел Горланов с командой оставили здание на Ленинградской, 77 и занялись более масштабным проектом — созданием «Арт-завода» на месте бывшего секретного завода под Зубчаниновкой. За лето старое здание подрихтовали: обновили вход, покрасили окна и избавились от мусора. Серое строение превратилось в модный лофт, куда уже въехали 25 арендаторов. «Большая Деревня» узнала, как живет новое пространство на краю города, почему в экс-комнате сотрудника КГБ плохая звукоизоляция и зачем показывать перформансы в актовом зале предприятия.
От банкротства до бизнеса
«Арт-Завод» занял территорию бывшего Конструкторского Бюро Автоматических Систем, основанного в 1973 году, — там создавали радиоэлектронное оборудование для летательных аппаратов. Работа велась в секретной обстановке — настолько, что место даже не было отмечено на карте.
В девяностые завод просел, объемы производства снизились, и в 2016 году советское достояние признали банкротом — процедуру инициировала компания «Самараэнерго». К 1 июня 2017 года площади перешли к компании «Бизнес Актив». Ее руководитель Павел Горланов признался «Большой Деревне», что не может назвать имени человека, который предложил ему возглавить проект: «Завод находился в федеральной собственности, и его переписали мне в управление на семь лет, — рассказывает Павел. — Теперь за мной право аренды и ведения хозяйственной деятельности».
Кроме Горланова в команде «Арт-Завода» декоратор Аля Ахметова, которая отвечает за культурно-творческую часть, и менеджер проекта Софья Алифанова, задача которой — договариваться с арендаторами и искать новых клиентов. До этого команда занималась управлением «Арт-Лофта» на Ленинградской, в ближайших планах команды — создание еще одного культурного центра, «Арт-Усадьбы» на Полевой.
От гостайны к искусству
Прилегающая территория бывшего завода — 70 гектар, но для пользования пригодно только 22 тысячи квадратных метров — масштабы отлично видны на картах Google. 70% территории вообще недоступно для простых смертных, правда, команда проекта уверяет, что в рассекречивание вложены огромные суммы и к февралю следующего года проблема будет решена.
Здание «Арт-Завода» расположилось в корпусе № 11 — одном из немногих рассекреченных помещений. Вокруг почти Шоушенк: высокие заборы, видеонаблюдение и патрули охраны на великах. И тут же — неожиданный сад с яблонями, сиренью и елками.
У здания «Арт-Завода» пять этажей, но для аренды доступны только последние четыре. На первом — холл, проходная и пост охраны. Внешний облик уже подкорректировали — построили веранду в темных тонах и сделали приличную вывеску. Внутри помещения поселилась знакомая по «Арт-Лофту» буква «А», на входе громко играет электронная музыка, а серый интерьер живо разбавляют манекены, табуретки, зеркало в золотой раме и старые заводские проходные. На площадках между этажами — разрисованные стены и крашеные батареи. Интерьером занималась Аля и ее команда декораторов. Совсем недавно в корпусе дали отопление, но щеголять в футболке по коридорам рано — температура еще намекает, чтобы посетители кутались в свитера.
Точного количества пригодных для работы комнат ребята не знают, но цифра колеблется от пятидесяти до восьмидесяти помещений. В лофте уже поселилось 25 арендаторов. Павел Горланов рассказывает, что контракты, в среднем, заключают на год, а на старте клиентам предлагают отсрочку по оплате и низкую цену за аренду. Сумма съема зависит от этажности — чем выше, тем ниже стоимость. Пока урвать квадратный метр в «Арт-Заводе» можно всего за 200-300 рублей в месяц.
Из незанятых комнат будто только что сбежали по тревоге: на полу разбросаны литература и документы, разворочены сейфы и перевернута мебель. В бывшем актовом зале на верхнем этаже нашлись архивные фотографии с заседаний. «Королевским» помещением считают апартаменты бывшего директора — целый комплекс из комнат: холл секретаря, зона отдыха, приемная и собственно кабинет. Арендаторов для офиса класса люкс пока не нашли — площадь слишком большая.
Очевидно, команда никак не готовит помещения к заезду новых клиентов: «Мы предоставляем им свободу в обустройстве, и они могут делать все, что не противоречит действующему законодательству» — уточняет Аля.
«Большая Деревня» прошлась по этажам «Арт-Завода», рассмотрела комнаты лофта своими глазами и поговорила с первыми арендаторами.
Из «Кулька» на свободу
На самом верху разместилась театральная студия «Crug и». Ее возглавляет Иван Аникеев — режиссер и выпускник театрального факультета СГИК.
Иван Аникеев
Руководитель студии «Crug и»
Мы — молодежный театр. Раньше студия базировалась в институте культуры, но когда пришло время выходить на уровень города, нам понадобилось свое помещение. Ребята из «Арт-Завода» нашли меня в сети, позвонили и рассказали о проекте. Труппа отреагировала с большим интересом, ведь театр в подвале есть, театр в здании уже был, а театр на заводе — такого еще никто не делал!
Мы заняли помещение актового зала на верхнем этаже, пока оно на стадии достраивания. Покрытие сцены планируем заменить, а задник — оставить, потому что он напоминает конструктивистскую архитектуру. Мы даже придумали, что кубики стены можно разбирать и делать сцену-трансформер, что было бы невозможно в академическом театре. Здесь можно по-разному использовать пространство: передвигать занавесы и задники по направлениям, а некоторые спектакли проводить в центре зала, убрав сиденья.
В начале нашей огромной комнаты — кинорубка. Хотим использовать ее как проектор, чтобы внедрять элементы документального кино и, возможно, работать как вербатим. Мы думаем, что сможем поддержать и развить культуру перформанса: в нашей труппе есть ребята, которые изучают это направление и даже проводят арт-лекции по нему.
На площадке вуза мы были не в силах устроить что-то молодежное, а здесь развернемся в полную творческую силу, задействовав по возможности и материально-техническую базу завода. Уже к следующей весне хотим собрать первых зрителей.
С балкона в мастерскую
Этажом ниже работает Дмитрий Львов — у него собственная студия выжигания по дереву «Craft stuff».
Дмитрий Львов
Руководитель студии «Craft stuff»
Я делаю картины на заказ и провожу мастер-классы по поделкам из дерева и выжиганию. До того, как в семье появились дети, я работал на домашнем балконе — мне не требуется большая территория, — но теперь решил, что пыльные работы надо проводить вне дома. Меня привлекает концепция лофта — старое здание и творческие люди с движухой — поэтому мне понравился «Арт-Завод» и я решил здесь остаться. Поучаствовал в конкурсах грантов от завода — и мне дали помещение (на старте проекта команда проводила конкурс на бесплатную аренду от 4 до 6 месяцев. Среди победителей — мастерская по работе со смолой и дереву, студия по квиллингу и фабрика по производству бочек в лофт-стиле — прим. ред.).
Я занял один из классно обустроенных кабинетов. Он очень удачно разделен перегородкой: в одной части я могу заниматься черновой работой, а в другой — проектированием и выжиганием. Мебель, обои и покрытие пола достались мне от прошлых хозяев. Еще осталось много артефактов советского периода: печатная машинка «Ятрань», карта советских железнодорожных путей, мебель, радиоприемник. Первое время не было электричества. Оказалось, что в этом крыле оно просто перегорело, но все быстро починили. Потом советские розетки не подходили под современные вилки, но я взял дешевский тройник и решил проблему.
Сначала я думал: «Ой, Зубчаниновка! Боже мой!», но потом оказалось, что все очень близко: я живу на площади Кирова и езжу на работу на 126 маршрутке, затрачивая на дорогу меньше двадцати минут.
Уверен, что такая площадка в любом случае не будет пустовать. Будет круто, когда ребята из театра откроют зал, — можно будет поиграть с ними, ведь я, кроме всего прочего, еще и музыкант.
Из гаража в резиденцию кэгэбэшника
Мастерская «My urban» поселилась в кабинете бывшего сотрудника КГБ. В помещении мы застали только Леонида Романова — основателя компании.
Леонид Романов
Мастер компании «My urban»
В основном, здесь работаю я один, но иногда приезжают ребята из команды. Мы занимаемся изготовлением картин на деревянной основе, переделываем бочки для лофт-пространств и мастерим настольные часы на газоразрядных индикаторах.
Изначально мы работали в моем гараже, но потом там протекла крыша. Можно было арендовать другой гараж, но это бы не решало проблему с отоплением: если топить гараж электричеством, выходит баснословная сумма. И еще там постоянно грязно и пыльно. Ребята из нашей команды случайно нашли «Арт-Завод», и мы сумели получить грант на аренду помещения.
Для нас было очень важно иметь круглосуточный доступ к помещению, и нас заверили, что приезжать можно в любое время. Здесь вообще нет никаких ограничений — например, я захотел сломать кусок стены, чтобы сделать фотоуголок, — мне разрешили. Я одну из деревяшек вскрыл и внутри нашел гору пенопласта, — говорят, в нашей комнате раньше сидел сотрудник КГБ, поэтому на стенах что-то типа звукоизоляции. Ну, так себе технология. Кроме этого я снял полы, потому что здесь был какой-то пыльный ковер, повесил дополнительные четыре лампы, а мебель оставил старую.
Из минусов — нам некомфортно переть большие бочки для обработки на третий этаж, но мы сами об этом сразу не подумали. Недавно включили отопление, но оно работает еще не в полную силу, а мне надо, чтобы краска сохла быстрее. Пришлось решать проблему обогревателем.
Масштабные привозы и реальная картина
По планам команды, к февралю 2018 года к «Бизнес Активу» отойдет и остальная часть завода — прилегающая территория, сад и пока засекреченные офисные здания. Часть территории вокруг «Арт-Завода» уже в частных руках: сегодня ими владеют разные компании — от бизнес-центра «Жигули» до контор по грузоперевозкам.
За заводом — охраняемая территория с прилегающей взлетной полосой, неэксплуатируемыми самолетами и пожарными машинами. Тридцатиметровый ангар, который раньше использовали для ремонта самолетов, сегодня сдают в аренду. Массивные разъезжающиеся ворота до сих пор работают. В мечтах Павла и Али — организовать привоз музыкального или косплей-фестиваля: в ангаре хотят поместить громадную сцену, в пожарки встроить бар и фуд-зону, а простаивающие самолеты превратить в арт-объекты. Аля даже шутит: «Если сойдутся звезды — мы сюда еще и Rammstein с Limp Bizkit привезем!».
Мечтам перечит суровая реальность: на площади много люков, в которые могут провалиться люди, а за забором — объекты государственной тайны. Тем не менее, команда проекта обещает к следующей весне закончить юридические вопросы и начать работу над организацией фестов.
Чтобы окончательно обустроить «Арт-Завод» понадобится несколько лет. «Мы медленно, но верно идем к цели и в любом случае закончим проект — конечно, если это будет нашей компетенцией в будущем», — подытоживает Павел Горланов.
А еще у «Большой Деревни» есть странички
вконтакте https://vk.com/bigvill
фейсбук https://www.facebook.com/bigvill1
твиттер https://twitter.com/bigvillsmr
телеграм https://t.me/bigvill