В настоящее время в наших селах, деревнях и городах происходит рекрутский набор. Тяжела эта повинность для податного люда, хотя за последнее время солдатская служба во многом изменилась к лучшему. Но, судя по манифесту, этот рекрутский набор, как натуральная повинность одного только податного сословия, – последний; так что можно смело сказать, что уже близко время, когда во всей Руси православной будет введена всеобщая всесословная повинность, которая облегчая податной сельский люд, изгладит из народной памяти – все тяжелое и мрачное, созданное рекрутчиною прежнего времени. Однако, в ожидании будущих благ, мы не должны забывать настоящего порядка рекрутчины. Наблюдения при отбывании рекрутской повинности показывают, что не смотря на все ограждения закона, при наборе – всегда являются уклонения от закона, или вернее – не порядки. Устранить эти не порядки крайне необходимо, ибо они увеличивают только тяжесть для крестьян при рекрутской повинности, тяжелой и без этого, а затем тормозят успешный ход самого дела.
В видах справедливости и облегчений для обществ и семейств, наш закон предоставляет самим обществам назначение семейств, имеющих отбыть рекрутскую повинность при наборе. Это самое дорогое и неоцененное право! Кому же лучше знать порядок и очередь (при очередной системе), как не самим обществам? Кто же вернее может знать, какая семья должна отбыть повинность, как не само общество? Оно может свесить и обсудить все обстоятельства, послуги и проч., сравнить наличные силы семейства с другими, решить, для которой семьи эта повинность менее обременительна или менее ощутительна… Закон, предвидя все это, точными положениями определил права, обязанности и значение сельских обществ, деятельность и власть сельских и волостных сходов, наблюдения и контроль за ними и пр., он определил так ясно, что следовало бы в точности исполнять все законоположения, относящиеся к этому предмету, и…, без всякого сомнения, многое нехорошее и непорядочное не могло бы появиться в нашей жизни и вообще в жизни сельских обществ, особенно при рекрутчине…
Но на деле оказывается совершенно иное. Сколько слышится жалоб на неправильную сдачу в рекруты? Сколько подается этих жалоб в такие присутственные места и таким лицам, которым совсем такие просьбы совсем не подлежат? Но где же причина такого неотрадного явления в нашей рекрутчине? Мы не ошибемся, если скажем, что во всем этом – много повинно сельское управление. Но уясним все дело рекрутчины по порядку.
Семейные списки, обыкновенно, ведутся волостным правлением, т.е. волостным писарем. При объявлении набора, каждое общество (при очередной системе) назначает большедушные семьи к отбыванию повинности в предстоящий рекрутский набор. Вот при этом-то назначении и начинается в некотором роде смятение и происки на сходах, особенно если в обществе находится несколько таких большедушных семей. К сожалению, здесь не проходит и без того, чтобы семьи победнее раньше богатых не повезли своего молодца на службу, и даже меньшедушные назначаются ранее и впереди большедушных. Такое неправильное назначение случается под влиянием различных иногда весьма неблаговидных обстоятельств, под влиянием угощений, задобриваний, или под гнетом силы известного мироеда, или горлана в обществе. Кто не знает, как бурны и крикливы бывают сельские сходы по рекрутским делам? Да и какому сельскому человеку не случалось видеть, до каких плачевных результатов и явных несправедливостей доходили иногда сельские сходы? А все это происходит оттого, что за порядком и ведением дела, по большей части, никто не наблюдает, а если местное сельское управление вмешивается в нехладнокровные суждения сельских обывателей; то в большинстве случаев с личными целями, или с такими побуждениями, чтобы как-либо провести (ослобонить) своих ближних, и вообще тех, на стороне которых их милость и расположение, купленные тем или другим способом. Таким образом, с одной стороны – давление богатых с помощью денежных, долговых обязательств и обыкновенного зелья – водки, влияние местного волостного начальства, поддающегося разным подношениям и искушениям, с другой – слабость и зависимость сельских обывателей, составляющих сходы, ведут к тому, что большесемейные избегают очереди, а малосемейные стоят на первой очереди, – иногда двойники бывают должны сдавать из среды себя рекрута, тогда как тройники, четверники и более остаются дома. Вот отсюда-то и возникает множество жалоб и прошений! Вот здесь-то и начало долгого усиленного хождения отцов по разным канцеляриям присутственных мест, прихожим властей и лиц…
Волостные сходы еще более находятся под влиянием старшины и преимущественно дельца волостных правлений –
писаря. По большей части, для них все уже бывает подготовлено, подстроено и составлено в таком виде, как желает начальство. Здесь дело проще и злоупотребления не могут вполне выясниться. На сельских сходах возникает много пререканий по разным обстоятельствам, по поводу старшинства семей, старшинства или давности послуги, по поводу, кому стоять головой, кому подставой, и проч. Все это выясняется в настоящем свете; но не менее того, вообще на сходах волостных и сельских, не редко проявляются в решениях явные несправедливости по тем или другим причинам. Нам памятны такие факты, что сельские сходы несмотря на явную неспособность к работам одного лица из семьи, известной всем в обществе, никак не соглашались признать его не работником и, как оказалось, только лишь потому, что за исключением одного из числа работников, оставалось старшим семейство, более богатое, у главы которого находилась в руках, в зависимости большая часть всех обывателей, бывших на сходе. Тоже самое замечается и относительно счета послуг. Наконец, кого поставить головой или подставой, т. е. какой семейство должно прежде отбыть повинность, и какое в том лишь случае, если поставленный в рекруты окажется почему-либо негодным к военной службе, вполне зависит от сходов, и – в этом случае сходы кривят гораздо… опять-таки под влиянием многих соображений и обстоятельств, совершенно противных закону… И надобно признаться, что в этом случае влияние старшины и писарей на сходы очень сильно; а они держатся чаще поговорки: «как не порадеть родному и нужному человечку?»…
Таким образом, дело, назначения в рекруты производится иногда очень несправедливо… Чего же смотрят мировые посредники? скажут нам. Мы указываем лишь на фактическую сторону и в свою очередь тоже спрашиваем: за чем же смотрят мировые посредники? Деятельность посредников в этом отношении могла бы проявиться в полной силе, как действительно и было в начале введения мировых учреждений. Усердие посредника к делу, жажда полезной и благотворной деятельности, внимание к нуждам народа, живущего в их участках – замечались примерные; но с течением времени начало появляться необъяснимое охлаждение к делу, а в последнее время и довольно стало заметно для общества какое-то пассивное лишь участие мировых посредников в крестьянском деле. Порядок принесения жалоб или обжалований решений сходов и т.д. – известен; но по сокращению мировых посреднических участков и самые съезды стали сокращаться, или оказываться не постоянными и иногда заваленными делами. Вследствие этого разбор жалоб по рекрутству стал затягиваться на долгое время, а иногда даже по времени отставать от набора… Притом, съезды не избежали канцелярского порядка, т.е. влияния секретаря съезда, который нередко считается просителями решителем их судеб. Мы не желаем сказать, что у секретарей явилось заднее крыльцо; но, тем не менее, должны признать факты, как они существуют. Бывают письмоводители у мировых посредников и секретари – в съездах, которые играют важную роль и пожалуй вертят делами. В таком же деле как напр. рекрутское, соблазнов предстоит много; так как всякий обыватель, мало-мальски зажиточный, всеми силами старается избавиться от поступления в военную службу, и, конечно, не щадит ничего, лишь бы добиться своей цели и оставить своего близкого дома. Само собою разумеется, что у таких хлопотунов много и даром пропадает; но также известны случаи, где хождения и просьбы помогали… Закваска старая так сильна, что извести ее можно лишь общим и единодушным презрением к лицам, падким на разные приношения…
Медленность, наконец, вообще в делопроизводстве бывает так велика, что иной рекрут, неправильно сданный, отслужит много времени в военной службе, пока присудят его к возврату в общество. Причины же вообще неправильного положения дела – заключаются в указанных непорядках на сходах, малой деятельности посредников и съездов их, и наконец в злоупотреблениях сельских властей, старшин, писарей и канцелярий. И выходит справедливой народная поговорка: «законы святы, да исполнители супостаты». Надобно же знать селянам, что справедливость – дело великое, что каждый из них прежде всего член одной огромной семьи и большого государства, – каждый находится под законом и должен принимать участие в защите своей страны, или своей личной послугой, или своими средствами. Затем, каждый селянин, относящийся должным образом к себе, своим соседям, обществу и государству, тем самым становится истинно почтенным членом общества. Назначение – по всей справедливости в рекруты – имеет за собой одно благо – и для семейств и для обществ: первые никогда не будут лишены необходимой им рабочей силы, а вторые не будут потом поставлены в затруднительное положение относительно содержания семей, сдавших работников в рекруты. Не говоря уже о том, что всякое злоупотребление строго преследуется законом, – мы полагаем, что в этом случае весьма важно прямое и единодушное неодобрение самих обществ лицам, допускающим то или другое злоупотребление, и главнее всего твердость и непреклонность сходов пред такими умирителями, как например – ведро водки… Нам тяжело это высказывать; но, зная всю силу слова истины, и, предвидя от этого одно доброе, мы решились сказать о существующих, почти повсеместно не порядках, в назначении сходами, кому отбывать и без того тяжелую для крестьянского сословия рекрутскую повинность. При жеребьевом порядке не менее того встречается нехорошего, и опять-таки со стороны старшин, писарей, канцелярий и самих обществ, слабых к угощениям и разным подвохам.
На этот раз мы ограничились собственно назначением семей для отбывания рекрутской повинности на сельских и волостных сходах; в следующий за сим статье постараемся сказать о сдаче рекрут в рекрутских присутствиях[1].
[1]Рекрутчина // Гдовско-Ямбургский листок. СПБ. 1873. № 2. Сс. 1 – 2.