По вопросу об устройстве земством нашей губернии учительской семинарии мы получили три заявления: от председателя Гдовской земской управы А. Бландова, от бывшего сельского учителя Волженского и от крестьянина С. Лебедева. Несмотря на разнохарактерность положения пишущих лиц, все они весьма мало противоречат друг другу, напротив, все трое отстаивают устройство учительской семинарии среди сельского населения, и только о составе учащихся мы находим в упомянутых заявлениях некоторую разногласцу. Постараемся привести самые заявления. Сначала, обратим внимание на вопрос: в городе или в селе должна быть основана учительская семинария?
По мнению г. А. Бландова, в сельских школах, кроме первоначальных предметов обучения, должны быть сообщаемы и такие сведения, которые имеют непосредственное отношение к экономическому быту местного населения. «Одним словом, в сельских школах, пишет г. А. Бландов, должны быть сообщаемы, более или менее, практические знания, чрез применение которых сельское население видело и ощущало материальную пользу; между тем, современные сельские школы Гдовского уезда чужды означенного направления. Смотря по знанию учителя, ученики одной школы – преуспевают – в богословии, ученики другой – в географии, ученики третьей – в истории и т.д. Я не отрицаю пользы означенных знаний для учащихся в школах вообще, но для сельской школы упомянутые знания должны иметь, более или менее, ограниченное значение; главное же внимание в сельских школах должно быть обращено на практические знания. Но чтобы образовать и подготовить сельских учителей, которые более всего обращали внимание на практические сведения, – необходимо устроить учительскую семинарию вне всякой городской жизни, – среди деревенского населения. Будущие сельские учителя, живя среди деревенского населения и его условий экономической жизни, могут еще на скамье семинарии не только полюбить сельскую жизнь, но и весьма близко познакомиться с теми средствами, при помощи которых природа дает все блага человеку. Приготовляясь педагогами сельских школ, семинаристы в деревне могут, в то же время, заниматься и сельским хозяйством. При этих условиях, сельские учителя не будут чужды сельскому населению и внесут в школьное обучение те практические знания, в которых крайне нуждается наше сельское население...» Почти тоже мнение мы находим и в письме крестьянина Гдовского уезда С. Лебедева. Так в его письме мы читаем: «Если сельские учителя будут обучаться в городах, то они не будут иметь практического понятия о сельской жизни, они не будут знакомы с жизнью и понятиями сельских мальчиков. Живя среди городской, избалованной жизни, семинаристы (особенно из привилегированных сословий) по окончании курса, не в состоянии будут полюбить сельскую жизнь со всеми ее нуждами и недостатками, как может полюбить ее человек, который вырост в деревне и сроднился с ее нуждами: для семинаристов, получивших образование среди городской жизни, – сельская жизнь может казаться дикою, сравнительно с городскою... Для наших сельских школ нужны, преимущественно, учителя практических знаний и понимающие быт сельской жизни. Нашим детям нужны сведения не об одних цифрах и линейках, им должны быть преподаны и такие знания, которые могли бы быть приложены к жизни. Поэтому, по моему мнению, учительскую семинарии нужно устроить не в городе, а в селе, и при том в таком селе или мызе, где сельское хозяйство ведется с знанием дела…» Г. Волженский пишет: «Я не думаю, чтобы учительская семинария, если она будет устроена в деревне, могла встретить недостаток в педагогических средствах. Напрасно некоторые лица утверждают, что опытные и хорошие педагоги не решатся оставить столицу и отправиться в деревню за несколько сот верст. В настоящее время многие кончившие курс в технологическом институте, инженер-технологи едут за какие-нибудь 400 – 600 рублей в год в глушь, на завод; а окончившие курс в университетах, со степенью кандидата, тянут лямку в канцеляриях окружных, судов и судебных палат за 20-35 руб. месячного вознаграждения. Судя по этим фактам, можно ли предположить, что учительская семинария, при хорошем вознаграждении за труд, может остаться без учителей, если она будет устроена в деревне?.. С другой стороны, при устройстве учительской семинарии в деревне – самое помещение для нее – может обойтись для земства дешевле, чем в столице, а надзор за семинаристами – может быть более удобным. Далее, для самих семинаристов – семинария в деревне выгоднее. Деревенская жизнь не представляет тех соблазнов, какие можно встретить в столице, где так часто малые и старые люди делаются жертвою порока и преступления. А знакомство семинариста со всеми условиями крестьянского быта, разве не имеет значение для него, как для будущего сельского учителя? Наконец, самая учительская семинария, находясь в деревне, разве не может иметь нравственного значения на самих крестьян?..»
Теперь обратим внимание наших читателей на другой вопросы из какой среды должны поступать в учительскую семинарию – ее воспитанники?
Г.А. Бландов и крестьянин С. Лебедев указывают на крестьянскую среду, как на единственную, из которой могут выйти деловые и полезные сельские учителя. Так г. А. Бландов пишет: «Воспитанники учительской семинарии – должны быть члены крестьянского населения. При этом только условии возможно приобрести дешевых учителей, которые сознательно и с любовию отнеслись бы к своим обязанностям. Содержать же учителей с годовою платою в 250 руб., сельское население, по крайней мере, Гдовского уезда, не в состоянии. В настоящее время, в Гдовском уезде, существует около 60 школ, а между тем, сельских школ, по вычислению училищного совета, необходимо около 120. Поэтому, если будут устроены две или три школы с годовою платою учителю в 240 р., то они мало принесут пользы для уезда, так как тысячи учеников останутся вне всякой школы». Крестьянин же С. Лебедев, указывая на избрание учеников для учительск. семинарии из крестьянского населения, говорит, что «для крестьянских детей сельская жизнь не может казаться дикою». Совершенно другое мнение мы находим в заявления г. Волженского. По мнению г. Волженского, наша современная народная школа «не может служить подготовительною ступенью к учительской семинарии, как по объему своего курса, так и по развитию в ней учащихся. И до тех пор, пока не будет она иметь хороших руководителей-наставников, и не будет в ней расширена программа, – народная школа не может нам дать ни одного годного воспитанника для учительской семинарии. Поэтому, в настоящее время, необходимости ради, нужно допустить прием в учительскую семинарию воспитанников из окончивших курс уездного училища хотя бы эти лица и не удовлетворяли всем необходимым требованиям для поступавшего в семинарию. Если же мы наберем учеников из среды сельского населения, то должны будем увеличить: как объем курса семинарии, так и число лет пребывания в ней воспитанников. Но примиряясь с необходимостью принимать в учительскую семинарию воспитанников из лиц, окончивших курс уездного училища, мы никак не можем согласиться с мнением тех лиц, которые находят что слишком достаточно двухгодичного курса для образования из них народных учителей; мы сильно сомневаемся в том, чтобы в такой короткий срок воспитанник семинарии мог приобрести все необходимые познания и ту педагогическую опытность, которая так необходима для всякого хорошего наставника народной школы. При этом нельзя не заметить, что если в учительскую семинарию будут приниматься лица, окончившие курс в уездных училищах, то нет никакого основания отказывать в приеме в семинарию и тех лиц, которые окончили курс в низших духовных училищах. По моему мнению, из последних могли бы выйти более дельные и более трудолюбивые народные учителя, так как учащиеся из духовного сословия во всех наших учебных заведениях имели случай уж не раз доказать свое трудолюбие и упорную энергию в достижении задуманной цели».
Таковы мнения гг. А. Бландова, Волженского и крестьянина С. Лебедева. Нечего и говорить, что вышеприведенными нами мнениями еще не исчерпывается весь вопрос об устройстве учительской семинарии; поэтому, мы с готовностью уделим страницы нашего «Листка», если грамотные и образованные лица гдовско-ямбургской окраины пришлют нам свои заявления по вышеупомянутому вопросу[1].
[1] К вопросу об учительской семинарии // Гдовско-Ямбургский листок. 1872. №17. Сс. 1 – 6.