История спонсируемых каналов YouTube
В книге «Стратегия блокбастера» автор — Анита Элберс, профессор Гарвардской школы бизнеса — рассказывает, как родился проект YouTube Original Channels. В конце 2011 года Google выступил с концепцией развития Youtube: на поддержку каналов с оригинальным контентом было выделено 100 миллионов долларов. Пользовательские ролики, которые принесли первоначальную популярность сервису, не могли покрыть расходы на его содержание. Требовался качественный контент, Google были нужны хиты: «…несмотря на всю свою популярность, YouTube привлекал внимание своего среднестатистического пользователя лишь на какие-то пятнадцать минут в день — сравните эти жалкие минуты с ежедневными четырьмя или пятью часами, проведенными перед экраном телевизора среднестатистическим американцем».
Когда Google подвел итоги конкурса, финансирование получили каналы, которые предложили Мадонна, баскетболист Шакил О’Нил, бывшая участница шоу «Субботним вечером» Эми Полер, бывший профессиональный скейтбордист Тони Хоук, бывший программный директор музыкального канала VH1 Майкл Хиршон и бывший президент канала Sundance Ларри Эйдем. «Иными словами, своим нишевым предложением YouTube привлек ряд крупнейших звезд, а не множество неизвестных любителей. Хотя денежные авансы получили и менее прославленные творческие деятели, во многом новая стратегия YouTube была рассчитана на поддержку влиятельных представителей шоу-бизнеса».
«В конце 2012 года YouTube повысил ставки инвестиций, проведя второй этап финансирования. Средства были выделены шестидесяти создателям своих оригинальных каналов. В то же время YouTube не стал продлевать 60 % прежних сделок. <…> В десятку самых популярных каналов в начале 2013 года входили каналы, которыми управлял Джей-Зи, канал автожурнала MotorTrend, канал юмористического сайта The Onion, видеоканал TheWarnerSound, предложенный концерном Warner Music, и канал по реслингу, представленный Международной федерацией реслинга. Это очень популярные бренды с надежной репутацией, которые, безусловно, могли завоевать признание и славу на YouTube и без финансирования Google. Бренды-блокбастеры и бренды-суперзвезды в очередной раз одержали победу».
Мы знаем продолжение истории, которое не описано в книге. Проект YouTube Original Channels был закрыт, развитие Android и iOS расширило аудиторию интернета, и рекламные бюджеты начали перетекать в сеть, а в Youtube пришли производители качественного контента — телеканалы и другие медиакомпании.
Сегодняшние российские звезды YouTube всерьез опасаются производителей качественного контента.
У большинства телеканалов аудитория отличается от тех, кто смотрит YouTube.
Лидера молодежного контента Comedy Club нет в YouTube из-за политики «Газпром Медиа», развивающей сервис RuTube. Но ролики Семена Слепакова, выложенные по согласованию с правообладателем на YouTube, набирают гигантское количество просмотров, 373 миллиона, а канал «Вечернего Урганта» — 807 миллионов.
В интервью Юрию Дудю ведущий видеоблога «Дневник Хача» Амиран Сардаров рассказывает, что сильно опасается прихода телевизионщиков с серьезным продакшном. По мнению Амирана, это произойдет в тот момент, когда YouTube даст возможность продавать контент (см. 33:20). И тогда телеканалы начнут производить передачи специально для пользователей интернета.
Независимым авторам Яндекс.Дзен
YouTube — не хранилище видеороликов, а серьезная рекомендательная система. Но 90% денег приносят 10% роликов. Работает принцип «победитель получает все». Нишевые каналы лишь дают необходимый ассортимент, чтобы регулярные потребители не переключились на конкурентный сервис из-за сокращения разнообразия.
Править бал в Яндекс.Дзен будут существующие СМИ, которые адаптируют имеющийся контент к новой площадке, а также те немногие, кто сможет использовать новую платформу для распространения и развития своего контента.