Найти тему
Продленка.орг

Типы и стили семейного воспитания

Оглавление

Семья-своеобразный центр и фокус воспитания. Она способствует «включенности» ребенка в совокупность общественных отношений, которые прямо и косвенно  формируют личность гражданина. Общество дано ребенку прежде всего в виде семьи и ее ближайщего окружения.

Общественные отношения первоначально предстают перед ребенком в виде отношений семейных.

В зависимости от характера семейных взаимоотношений ученые педагоги выделяют следующие основные типы (тактики) семейного воспитания, складывающиеся по преимуществу стихийно, в зависимости от реальных характеров членов семьи, а не от их благих желаний:

1) Диктат. При такой системе (тактике) семейного воспитания родители пытаются навязать свою волю детям, полагая, что тем самым смогут привить им правильную систему ценностей, внушить необходимые знания-навыки и передать свой жизненный опыт. Но, в основном прививают либо строптивость, либо раболепие, а из собственных жизненных установок лучше всего «наследуется» заносчивое стремление господствовать над окружающими.

Впрочем, критика диктата не должна превращаться в умаление родительского авторитета, который основан на реальных преимуществах взрослого, умудренного опытом человека. Однако безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении всех вопросов – все это и ему подобное ведет к серьезному деформированию личности ребенка.

2) Опека. При такой системе (тактике) воспитания детей всячески оберегают от жизненных трудностей и неурядиц, родители пытаются собственными силами удовлетворить все потребности ребенка – и в результате воспитывают «нечто оранжерейное», не способное к самостоятельной жизни и борьбе с малейшими трудностями.

Опека в наибольшей степени лишает ребенка саморазвития, блокирует («погружает в глубокую спячку») все его таланты и иные потенциальные способности. Чрезмерно опекаемые дети вырастают самыми неприспособленными к природе и обществу.

Впрочем, самостоятельное «Я» время от времени просыпается и в самых изнеженных детях, и те бунтуют против опеки самыми решительными, разрушительными и безобразными способами. Хуже, чем против диктата.

3) Невмешательство. Такой подход трудно назвать системой воспитания. Здесь все пущено на самотек, и очень многое зависит от случайного стечения обстоятельств. Если повезет – саморазвитие детей принесет хорошие плоды. Но без особой удачи дети будут учиться «чему-нибудь и как-нибудь» - а в результате из них получится «что попало».

Не случайно поэтому в научной литературе говорится, что в основе системы невмешательства лежит пассивность и леность родителей, по крайней мере, они ленивые воспитатели.

4) Сотрудничество. Эта система (тактика) семейного воспитания считается наиболее плодотворной и гармоничной, поскольку в семье, построенной на сотрудничестве – вырастают люди, способные плодотворно взаимодействовать со всеми, кто их окружает: то есть помогать, когда это нужно, и не лезть в чужую душу и чужие дела без спроса и надобности.

Естественно, для подобного сотрудничества семья должна иметь множество общих целей и интересов, ее должны связывать единые идеалы, дела, увлечения и развлечения.

Помимо вышеперечисленных типов (систем, тактик) воспитания, выделяют 3 стиля семейного воспитания:

  • авторитарный;
  • попустительский;
  • демократический;

Не трудно заметить, что здесь не придумал названия стиля для «опеки», а остальные стили – всего лишь дублеры для вышеназванных типов (тактик, систем): диктата, невмешательства и сотрудничества.

Правильно воспитывают не того ребенка, перед которым ставят абсолютно недостижимые цели, побуждая его стать гением или «лучше всех во всех отношениях», а того, которого любят таким, как есть, всячески помогая ему стать тем, кем он может стать на самом деле. Если, конечно, сумеет проявить свои лучшие качества и на даст чрезмерной воли собственным слабостям.

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

  • Сколько раз тебе повторять (2 балла)
  • Посоветуй мне пожалуйста (-)
  • Не знаю, что бы я без тебя делала (1)
  • И в кого ты только уродился! (2)
  • Какие у тебя замечательные друзья! (1)
  • На кого ты похож (а) (2)
  • Я в твое время! (2)
  • Ты моя опора и помощница (1)
  • Ну что за друзья у тебя! (2)
  • О чем ты только думаещь! (2)
  • Какая же ты у меня умница !(1)
  • Как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)
  • У всех дети как дети я ты? (-)
  • Какой ты у меня сообразительный! (1)

Теперь посчитайте общее количество баллов.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу, пользуетесь авторитетом. Он искренне любит и уважает вас. Ваше отношение способствует становлению личности.

9-10 баллов. Вы не последовательны в общении с ребенком. Он уважаетвас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств, задумайтесь о своем авторитете…