У каждого явления своя история и свое происхождение. Какова же история игры? Еще в 19 веке русским философом Г.В.Плехановым было высказано предположение, что игра-дитя труда. Известный отечественный психолог Д.В.Эльконин, развивая эту мысль, указывал,что по-видимо, что игра прежде появилась как деятельность взрослых, заменяющая и изображающая реальный трудовой процесс.
Игровая деятельность, в силу ее особенностей, стихийно становится средством воспитания детей. В народной педагогике игра как воспитательное средство используется очень давно.
Огромная роль в воспитании ребенка принадлежит игре - важнейщему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, в игре во многом зависит от знания психологии ребенка, учета его возростных и индивидуальных особенностей, от правильного руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли. Игра доставляет ребенку радость. Это радость творчества.
Каждая игра- это общение ребенка со взрослым, и с другими детьми. Это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.
Игру можно играть с одним малышом, а можно и несколькими, а еще играть всей семьей, хоть несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.
Игра в семье- это не просто развлечение, это творческий совместный труд. В процессе игры ребенок познает мир, и себя самого.
Потребность игры в семье зависит от творческих возможностей семьи. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. Особенность игры можно использовать как средство воспитания ребенка в семье.
Выдающийся отечественный психолог Д.Б.Эльконин выделил четыре уровня развития детских игр, связанных с воспитанием в семье:
- Игровые действия ребенка, воспроизводящие поведение взрослых и направленные на другого человека, то есть игры предполагающие наиболее простую формы человеческого общения.
- Игровые действия, последовательно восстанавливающие систему деятельности взрослых от начало до конца.
- Связан в игре определенной роли взрослого и ее исполнением.
- Способность гибко менять тактику поведения и переходить не только свое, но и чужое ролевое поведение, разыгрывая в игре целостный сюжетно- ролевой спектакль
Соединение игры с трудом облегчает ребенку овладение простыми трудовыми навыками, у него развивается творческие навыки.
Для ребенка игра служит формой ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности. Она представляет собой эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. В игре происходит исполнение его желаний и устремлений.
Лишь через общение с ребенком взрослый проникает в его душу и раскрывает ему мир своей души.Основное общение взрослого с ребенком является совместная деятельность, протекающая в форме игры.