Очень часто к психологу обращаются родители за помощью в решении проблем в воспитании детей. Это вызвано, прежде всего, тем, что на определенных этапах жизни для многих родителей важными, а иногда и болезненными становятся вопросы воспитания детей.
Особенно трудно становится родителям, когда дети вступают в полосу полового созревания, наступает так называемый переходный возраст. На этом этапе подростки становятся почти неуправляемыми, отвечают на все отказом, агрессией, не принимают советы, иногда уединяются, уходят в себя.
Сталкиваясь с такими проявлениями как грубость, непосещение школы, брань, курение и т.д., мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить.А осуждения и запреты только ожесточают ребенка.
Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
Дети часто бывают обижены и на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…
И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.
В такие моменты в общении с детьми самым важным являются создание и поддержание теплых, доверительных, дружеских отношений в семье. Им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество.
Что же все-таки делать родителям?
Проявлять интерес к жизни ребенка. Спрашивайте, как прошел день, что он думал, переживал, чувствовал. Не только про уроки и школу, но и про друзей, про последний фильм, который он смотрел.
Не сравнивать.Помните, что каждый ребенок – особенный. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него не получается. Если он поверит в себя, то направит усилия на что-то более полезное и конструктивное.
Уделять время ребенку. Будьте рядом. Важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что всегда есть возможность поговорить или просто побыть с вами.
Проводить вместе время – это сближает: совместный отдых, туризм, хобби, помечтайте вместе.
Слушать ребенка. Способность слушать – ключ к нормальному общению. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, узнавали о его чувствах, о взглядах, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого.
При этом будьте очень внимательны, не спешите высказывать свое мнение, давать оценки. Сопереживайте ему. Задавайте вопросы, чтобы лучше понять, что он имеет в виду (не думайте, что «и так все ясно»; он - другой человек, отличный от вас).
Вашим детям жизненно необходимо всегда чувствовать Вашу любовь и поддержку.
Если же ваша связь с ребенком нарушилась, ее необходимо обязательно, и как можно скорее, восстановить. Самим это сделать иногда сложно. В случае необходимости обращайтесь за помощью в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Диалог» к психологу.
Помните, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющегося поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: в любви, в безопасности, во внимании, в самоутверждении.
Вера родителей в своего ребенка – это источник его жизненных сил и две трети будущего успеха.
Поэтому поддержка, которую вы окажите ребенку в нужный момент, будет являться одним из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между вами.
Как сказал выдающийся педагог и психолог С. Л. Соловейчик: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого».
Не скупитесь на любовь к вашему ребенку!
Поддерживать ребенка – значит верить в него!