Дорогие друзья!
На днях вышла последняя, восьмая, серия “Грешницы” – так что хочу поделиться с вами ощущениями от самого что ни есть свежего сериала. Главную роль в нем сыграла Джессика Бил, бывшая модель. Она же стала продюсером проекта. Придумал проект и запустил его Дерек Симонз.
“В основу сериала положена одноимённая книга немецкой писательницы Петры Хаммесфар, в центре сюжета которой находится история молодой матери, в приступе ярости совершившей жуткий акт насилия.”
Да, друзья, это любимый мною жанр психологического триллера, а если хотите – так психиатрического триллера. Ибо наша героиня Кора Танетти убивает молодого человека на пляже, средь бела дня и толпы беззаботно отдыхающих – убивает и сама не понимает за что. Она признает вину, ее судят, а она не может вспомнить – видела ли она когда-либо убитого ею парня. Ее ждут десятилетия тюрьмы, преступление наказано, общественность довольна, но мы, зрители, вместе с умным детективом полиции Гарри Амброузом понимаем – тут что-то неладно. Вместе с детективом не можем поверить, что такое жестокое преступление совершено без всяких мотивов, и погружаемся в мир сознания молодой женщины. И даже не столько сознания, сколько подсознания. Погружаемся в том числе с помощью гипноза, постепенно раскручивая историю жизни Коры.
Я с некоторым подозрением отношусь к моделям, которые становятся актрисами. Красота, длинные ноги и актерский талант – не одно и то же. Но бывают исключения – и Джессика Бил стала одним из них. Трудно выдерживать моноэмоции страдания – а они основные в сериале – крупным планом, трудно все время пускать слезу и удерживать зрителя от зевка. Джессике Бил это удалось, ее лицо и мимика обладают неким магнетизмом, несмотря на все усилия сценаристов затянуть действие и насытить его повторами и ненужными подробностями. Особенно устаешь от этих затяжек в 7 серии, но вот 8 серия, самая важная, освещает все вспышкой молнии в небе, затянутом серыми тучами уныния. Под стать Коре и прекрасная актерская работа Билла Пуллмана – его детективу веришь. Неплох и муж Коры, бедный страдалец в исполнении Кристофера Эбота, хотя он был загримирован “а ля Джон Сноу” из “Игры Престолов – ну просто однояйцевый близнец с Китом Харингтоном. Такое явное сходство мне лично мешало, ну да ладно.
Вернемся к психиатрии, в данном случае – судебной. Это самая сложная часть этой области то ли науки, то ли искусства, и я до сих пор помню некоторые случаи сложнейших экспертиз, в которых мне приходилось участвовать. Более того, если позволить себе небольшое отступление, то не могу не вспомнить роман “Симфония”, который я написал в 70-х годах. Роман, который так и не был опубликован. В центре его сюжета как раз и был случай убийства, совершенного неосознанно, под влиянием музыки Чайковского и болезни. В моем романе следователь не понимает мотивов, но они становятся понятны главному герою, Алексею, молодому врачу-психиатру, который оказывается в сложной ситуации этического выбора… Именно наличие психопатологии в центре сюжета послужило тогда причиной отказа публикации этого романа, в условиях соцреализма такое было невозможно. Я все мечтал о фильме на его основе – и вот дождался. Конечно, замысел “Симфонии” и роман Петры Хаммесфар, который был опубликован в 1999 году, имеет мало общего, но их объединяет идея гуманного отношения к преступнику, который не является преступником, но есть больной человек, и его надо не судить, а лечить.
В восьмой серии, благодаря проницательному детективу, становится понятно – молодой человек на пляже, оказавшийся жертвой Коры, убил несколько лет назад ее младшую и любимую ею сестру. Убил, не желая этого, но убил, и сделал это на глазах Коры. А его отец, врач, дабы сокрыть следы преступления, зарыл в землю младшенькую, без молитв и покаяний. Саму же Кору два месяца держали под наркотиками, пытаясь стереть ее память об этом. В восьмой серии, вспомнив все, Кора прощает отца, понимая, что он защищал сына.
Приговор судьи Барретт мудр - Кора неподсудна, будет отправлена в психбольницу на два года, и - если эксперты посчитают ее не опасной для окружающих – оттуда она вернется в лоно истосковавшейся по ней семьи. Кору уводят в психушку, все рыдают, но это и есть потрясающий, оптимистический финал сериала.
Добавлю ложку дегтя в бочку сериального меда. Такое впечатление, что постепенно то, что было в наших учебниках психиатрии психопатологией, постепенно превращается в понятие нормы, в ту щепотку соли, без которой современное кино пресновато и безвкусно. Я не имею в виду в данном случае толерантное отношение к однополой любви, проблемам гендерности, к инцесту или педофилии. Но вот детектив Гарри Амброуз имеет разрушенные брачные узы, потому как является мазохистом и нуждается в толстой садистке, которая мучила бы его за деньги. Все это показывается крупным планом, с подробностями. Вот этот садо - мазо грех как бы сближает Гарри с Корой, ибо он тоже грешник, да еще тайный, и носит это в себе.
Кора, сбросив родительские оковы агрессивного католицизма, превращающего все в грех, и влюбившись в подонка, начинает принимать наркотики, участвует в групповом сексе... Она приводит и сестру, больную лимфомой, в гнездо разврата, дабы та хоть раз в жизни вкусила этот самый секс… Зрителю предлагается с пониманием отнестись к таким вещам, понять и сопереживать. У меня, к сожалению, последнего не получается. Сидят еще в подсознании какие-то барьеры, заставляющие – нет, не осуждать, не порицать, ибо “не судите, да не судимы будете” – но отнестись к таким вещам так, как и должен к этому относится врач-психиатр. То есть, стремится лечить, помочь обрести психическое здоровье. Как, собственно, и поступила судья в сериале “Грешница”.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания) по шкале от -5 до +5: +2
Сергей Дяченко