Найти тему
Продленка.орг

Эмоциональный мир дошкольника

Дошкольник в 4-5 лет – это человек с богатым и разнообразным  эмоциональным миром. Он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.

Поэтому именно от родителей требуется умение говорить с детьми, принимать язык их жестов и эмоций, терпеливо, доступно, но без сюсюканья объяснять суть происходящих явлений, значения слов и поступков, удовлетворяя как можно полнее жажду ребёнка в прочувствовании и осознании сложного мира человеческих отношений.

Активно формируются у ребёнка нравственно – этические или личностные категории. Достаточно хорошо им понимаются правила поведения, запреты, но не всегда ещё достаточен контроль чувств и желаний, что естественно в данном возрасте.

Родителям необходимо быть искренними в отношениях с детьми, правдивыми в словах и чувствах, выполнять обещания. Всё это укрепляет веру детей в искренность отношений. Отсутствие физических наказаний, угроз и жестоких моральных предписаний способно породить чувство доверия к взрослым. В этом случае ребёнок не будет бояться быть откровенным, рассказывать о своих проступках и делиться своими переживаниями, заботами, неудачами. Другими словами, он будет испытывать чувства безопасности, уверенности и благодарности за  отзывчивость взрослых, за умение понять его. Это в свою очередь формирует у него сочувствие, и здесь важны не столько слова и призывы, сколько реальное, повседневное соответствие взрослых своим требованиям и характеру обращения с детьми. А доверие и сочувствие как раз и являются начальными слагаемыми эмпатии – формирующейся способности сопереживания, сострадания, понимания эмоционального состояния другого человека, его мыслей и чувств. Тем самым создаётся человеческая направленность в формировании личности, и основы её, как мы видим, закладываются в дошкольные годы.

Дети непосредственно, активно выражают чувства, легко плачут и быстро успокаиваются, их настроение во многом зависит от обстоятельств, радость не знает границ, печаль безутешна, страх глубок, удивление безмерно, а смех заразителен. Преобладает жизнерадостность и спонтанность в выражении чувств и желаний. Ярко проявляется привязанность, симпатия, как и чувство неприязни, антипатии. Вместе с тем дети становятся заметно спокойнее, более уступчивыми и терпеливыми, что не исключает выраженных, всегда психологически мотивированных и кратковременных состояний раздражения, недовольства и гнева. Родители, которые стремятся любыми способами не допустить внешнего выражения отрицательных эмоций, в том числе раздражения и гнева, обиды и недовольства, огорчения и плача, без устали стыдят детей за это, осуждают, наказывают, поступают далеко не лучшим образом. Суть не в том, чтобы одобрять эти эмоции, а в понимании их источников, причин. Действенно и, главное, положительно для дальнейшего развития будет сочувствие, сопереживание, доверительный контакт, разъяснение и при необходимости – наставление с выражением уверенности в способности самих детей справиться с возникающими трудностями. Тем самым столь чувствительное ещё в этом возрасте чувство «я» будет укрепляться, развиваться, а не тормозиться и слабеть.

Высокого развития достигает в эти годы воображение как своего рода сплав эмоций и мышления. Фантазии – как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем творчески решать жизненные задачи.

Привязанность к родителям – важнейший компонент эмоционального развития. Это форма взаимодействия, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом.

Серьёзным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и её ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери.

Всё, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится и к такой высшей человеческой эмоции, как любовь. Её предпосылкой является ответное чувство ребёнка на проявление нежности и любви матери. И здесь многое зависит от того, какой душевной щедростью и отзывчивостью обладает сама мать, как она способна беззаветно любить, не связывая это с какими – либо принципами и условиями, чувством долга. Постепенно любовь к матери переходит и на отца, что особенно заметно у девочек.

Таким образом, дошкольный возраст представляет  особую, уникальную фазу в эмоциональном развитии и формировании структуры семейных отношений.

Итак, к концу дошкольного возраста, в 6 – 7 лет, чувства и переживания детей усложняются, дифференцируются. При сохранении эмоциональности  и впечатлительности нет уже прежней наивности и доверчивости. Повышается самоконтроль , критичность, обязательность, появляется чувство вины, справедливости, красивого и некрасивого, склонность к глубоким переживаниям – все то, что станет категорией совести в младшем школьном возрасте.

Одна из основных  задач родителей выполнена – заложено помимо необходимых знаний и умений гуманное, человеческое начало в формирующейся личности ребёнка. Это означает, что дети к концу дошкольного возраста:

  • Безболезненно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
  • Испытывают чувство привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
  • Реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
  • Обладают устойчивым чувством «я», уверенностью и активностью, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
  • Способны к сопереживанию;
  • Не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
  • Контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных.

Все эти приобретения личности – результат нашего разумного воспитания  и любви к детям.