Семейное образование на практике: уникальный опыт одной семьи
Каждая семья, которая решила обучать детей дома, имеет свой уникальный опыт, который особенно ценен, если дети уже закончили школу.
Мария - многодетная мама из Москвы. Старшей дочери Алене 18 лет, она уже закончила школу. Средняя дочь Полина в этом году перешла в 9 класс. Обе девочки с 5 класса обучаются дома.
Когда и почему было принято решение обучать детей дома?
Перевести дочь на СО ( тогда это называлось экстернат) пришло, когда дочь училась в четвёртом классе. Училась успешно, параллельно занималась в музыкальной школе. Жалко стало времени, потраченного напрасно. Класс ориентируется на среднего ученика, в нашем случае дочь скучала в школе. При этом жили в постоянном цейтноте. Решиться было трудно- опыта подобного не было, стереотипы сильны. Со средней дочкой уже не возникло сомнений- после четвёртого класса на СО. Кстати, обе дочери пятый и шестой классы одолели за год. И без единой четвёрки.
Были ли трудности при оформлении СО?
Никаких трудностей при оформлении СО не было. Со старшей дочкой перешли в школу- экстернат. Со средней- остались в своей школе, написав заявление о переводе на СО. Всегда встречали и встречаем доброжелательное отношение.
Как ваши родственники, друзья, знакомые отнеслись к этому решению? Изменилось ли их мнение со временем?
Главное, что в этом вопросе мы с мужем едины. Сомнения у нас нас были, но рассеялись после первой аттестации. Негатива от окружающих не встречали, недоумение скорее. И часто слышим: "Ну да, это же дети- вундеркинды." А все лишь адекватная подготовка.
Как решались организационные вопросы?
Аттестация проходит в школах, где мы прикреплены. (Старшая дочь уже окончила давно.) В школе получаем учебники, узнаем программные требования. Пока девочки были маленькие, помогала им составить план, проверяла выполнение. Со временем они научились это делать сами. Смысл СО не заменить собой учителей, а научить их добывать знания самостоятельно. Трудности в организации меня, как родителя- не превратиться в надзирателя, а остаться мамой. И ещё, сейчас очень много учебных материалов. Выбрать нужное и не брать лишнего.
В этом году, дочкин 9 класс, решили попробовать сотрудничать с он- лайн школой Фоксфорд. Использовать их именно как образовательную площадку, аттестацию проходить в своей школе. Второй месяц учимся- нравится. Они молодцы- здорово подают материал, интересные преподаватели. Посмотрим, как дальше будет.
Один из самых распространенных от тех, кто далек от СО: а как же изучается химия и физика, как лабораторные, опыты?
Когда мы начинали, я боялась этих предметов- физика, Химия, информатика... потому что сама- тёмный лес, вроде как гуманитарий. Но утешала себя тем, что 1) всегда можно вернуться в школу. 2) Всегда можно пригласить репетитора. А потом оказалось, что в учебниках все очень доступно, если вникать. И много разных ресурсов. Пользовались сервисом Интернетурок- отлично! Лабораторные работы для аттестации не требовались. А опыты смотрели в интернете.
Чем заняты дети помимо изучения школьных предметов?
Обе дочки учились в музыкальной школе. Младшая ещё занимается программированием. Обе ходят в воскресную школу.
Как проходит социализация детей? Есть ли у детей проблемы в общении со сверстниками?
Считаю, что проблема социализации сильно надумана. Мы же не в лесу живём за высоким забором. Нормальная жизнь- с друзьями, семейными историями и т. п. Девочки общительны вполне. Более того, они самостоятельны, могут решать свои проблемы, общаются и со взрослыми и со сверстниками.
Было ли желание учиться в школе?
Девочки школу "попробовали". Больше не хотят- скучно говорят. В порыве гнева могу пригрозить: " В школу пойдёшь!"
Старшая закончила школу и где продолжила обучение? Как сдала выпускные экзамены?
Старшая дочь сейчас учится на четвертом курсу в колледже им. Шопена на отделение фортепиано. Соответственно, ЕГЭ она не сдавала, только ОГЭ. Для этого в 9 классе занималась с репетиторами по русскому языку и математике именно подготовкой к ОГЭ.
Есть мнение, что у детей на СО мягче проходит переходный возраст и что у них практически нет проблем с профориентацией, как у вас с этим обстоят дела?
Про переходный возраст- не знаю, сравнить не с чем. Может, потому что девочки. У нас очень доверительные отношения. Разговариваем обо всем. Пережили с каждой моменты эмоциональной нестабильности, когда все плохо, все раздражает, ничего не хочется. Как поскандалят, так и извинятся. Не скажу, что заметила какие- то проблемы переходного возраста.
С профориентации- да, мои дети рано поняли чего хотят. Старшая дочь как- то успешно двигалась в музыке, после колледжа планирует поступать в академию им. Гнесиных. Много выступает, лауреат конкурсов, много путешествует. Подрабатывает аккомпаниатором. Вижу, что ей очень нравится ее дело, она успешна и увлечена.
Средняя дочь в 9 классе. Хочет стать учителем, хочет работать с детьми. И круг ее интересов очень широк- все интересно. Планирует поступать в музыкальный колледж сразу на два факультета- фортепиано и теоретический. И продолжать заниматься программированием. И чтобы музыкальное программирование, и вокал ( пока нельзя, голос ломается). И ещё химия очень нравится, но к музыке никак не присоединяется.
Можете ли вы сказать, что СО - идеальная форма получения образования для ваших детей?
СО- идеальная форма обучения для моих детей. Они получают глубокие знания. Они умеют учиться самостоятельно. У них есть время на занятия любимыми делами- музыка, чтение, прогулки, йога, бассейн, друзья- всего не перечислить. Они высыпаются и нормально питаются. Они растут в семье, мы очень близки, мне кажется это важно в подростковом возрасте. Я полностью в курсе их учебных дел, что получается лучше, где провалы. Если бы пришлось сделать выбор ещё раз- однозначно СО.