Юрий Арабов — сценарист, писатель, поэт. Лауреат Каннского кинофестиваля, премий «Ника», «Золотой орёл» и «Триумф». Автор романов «Биг-бит», «Флагелланты», «Чудо» и «Столкновение с бабочкой». Автор сценариев к фильмам Александра Сокурова, Андрея Хржановского, Александра Прошкина, Кирилла Серебренникова.
В РУССКОМ КИНО НЕТ СЦЕНАРИЕВ?
О том, что нет сценариев, «дайте сценарии» — это 1927 год, почти 100 лет назад, фраза Юрия Тынянова — моего тёзки. «У нас нет сценаристов», — он сказал. Надо разбираться, почему? А потому что режиссёром может стать любой. Средний режиссёр — любой из нас. А сценарист — это работа со знанием, работа с языком и очень тяжелая профессия. Их мало — как в Америке, так и у нас. Тем не менее, со времён Тынянова у нас целая советско-российская драматургическая школа: Шпаликов, Лунгин, Габрилович и так далее… Десятка два людей мы можем достойных перечислить.
ПРОДЮСЕРЫ ПРОТИВ СЦЕНАРИСТОВ
Вы должны понимать, что имеют в виду продюсеры: дайте нам картину, которую посмотрят дальнобойщики. Под дальнобойщиками не шоферы понимаются, а люди: а) без высшего образования; б) которые приходят в кино развлечься; ц) которые ненавидят, когда их грузят. Вот у меня сплошное грузилово.
РЕМЕЙКИ И РЕТРОСПЕКЦИИ
Мы ретроспекцией занимаемся: «Ёлки 1», «Ёлки 2», «Ёлки 3», «Ёлки 4»… «Кавказские пленницы», «Экипажи»… Разные картины по разному уровню, я не видел «Экипаж 2» и не буду его лягать, но то, что мы занимаемся ретроспекцией — это точно. А если не даёте ретроспекцию — вы не сценарист, не гражданин, и ваше место — суфлёром в драматическом театре.
СЦЕНАРИСТ И ПИСАТЕЛЬ
Когда вы работаете с литературой, вы работает с языком. Прежде всего вы ставите задачи языка. Писатель состоявшийся от писателя несостоявшегося отличается только одним: нащупал ли он свой язык. И через язык нащупал ли он свою тему. А что касается сценариев, это всегда полуфабрикат, какими бы качественными они не были. И даже больше скажу: чем качественнее сценарий, тем его труднее и неблагодарнее ставить. Я знаю, что Александр Николаевич Сокуров иногда страдал от относительно высокого качества сценариев. Он говорил: мы заложники этой литературы.
СЛОВО ПРОТИВ ТЕХНОЛОГИЙ
В кино есть одно противное свойство — визуальность имеет навязчивый характер и усваивается гораздо быстрее и легче, чем слово. Вербальность усваивается трудно. И сейчас весь мир перешёл в новую фазу: от вербальности к изображению, к видео. На наших глазах меняется человек, нельзя сказать, что он меняется в лучшую сторону, но и ругать нового человека, несмотря на все его мерзости, я не хочу. Это будет стариковское брюзжание. Кино стремится к новой реальности. Чуть-чуть еще и технология достигнет того, что вы вместе со своей жизнью сможете прожить еще десятки жизней. В 3-4-5-6D.
ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ
Знаете главное отличие животного от человека: у животных нет немотивированного зла, так же, как и немотивированного добра. Они не могут сделать немотивированное добро, а человек может. Человек срединное существо на этой лестнице мистическо-дарвиновской. Поскольку Дарвин просто ориентировался на лестницу Иакова, ветхозаветного пророка, который увидал нисходящую лестницу духовных существ. Человек способен к творчеству. К творчеству низшие духи вообще не способны. Они могут вам бардак создать в квартире, вылить кипяток, но создать свой мир, даже такой ограниченный, как мы снимаем в кино, не могут.
ДВА ПОКОЛЕНИЯ
Вашему поколению и, может быть, вашим детям предстоит решать очень серьёзные проблемы. Проблемы с относительной отсталостью страны, мало того, что технологической, это бог с ним, так еще и отсталость на каких-то более глубоких внутренних вещах. Наше поколение отыграло не просто первый тайм, но уже основное время заканчивается. Мы поколение везунчиков. Мы не застали Второй мировой войны и не застали мясорубку репрессий. Детство формировал Хрущев со своей оттепелью, которая дала в том числе и взрыв кино (причём международного: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство»). И когда мы выросли из коротких штанишек, подошла перестройка, в которую примерно на протяжении 4-х лет можно было делать что угодно при государственном финансировании.
КИНО И РЕФОРМЫ
Реформы 2009-го года в кинематографе — это приватизация в кино. Ясно, что там есть отличия от гайдаровской приватизации, но это концентрация госсредств в руках определённых людей. Эти определённые люди каждый год официально получают 1,8 миллиардов рублей. Один человек — я — вякал о том, что же вы делаете?! А все остальные чем занимались? Критиковали Михалкова. Что у него усы не те. Что он с Путиным целуется и вообще какой-то не такой. Ну что за глупость? Говорите о вещах существенных, а не о том, что Михалков какой-то не такой. Что вы поддерживаете? Вы поддерживаете концентрацию власти в руках очень узкой группы лиц при том, что речь о частных инвестициях не идёт вообще. А единственный выход для нашего кино — это частные деньги.
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ КИНО ТВ
Я бы показывал весь спектр российских картин и делал тематические показы по тем линиям, явлениям, потокам, которые есть в нашем кино. За последние 15 лет у нас сформировалось направление «критического реализма», к которому я не отношусь. Это десятки картин, снятых молодыми режиссёрами, о которых следует говорить. А они проваливаются по большей части. Нужно об этом говорить, это самое ценное, что в русском кино появилось, это целая идеология. И я бы критическому реализму посвятил ретроспективу на вашем канале.