Найти тему

«Биткоины – очередной глобальный лохотрон»

Материал на сайте

Биткоины – очередной финансовый пузырь, инфобизнесмены – зло, подходящие условия для ведения бизнеса в России есть только в Москве. Основы финансовой грамотности от экономиста Олега Анисимова

Можно ли быстро заработать с помощью современных технологий? Если да, то как?

Можно. Сегодня при запуске бизнеса благодаря технологиям есть шанс начать зарабатывать быстрее и больше, чем раньше. Когда предприниматель в 90-е начинал своё дело, он должен был снять офис, купить факс, компьютер по космической цене – всё гораздо дороже, чем сейчас. Организовать всё это было достаточно сложно. Сейчас таких проблем нет: регистрируешь ИП на упрощенке, покупаешь пару устройств и работаешь.

В твоём смартфоне сейчас собрано техники на сотни тысяч долларов по ценам 90-х годов — видео, аудио, сканер, почта. Сегодня с одним смарфоном с минимальными издержками можешь начать делать бизнес.

Другой вопрос, есть ли у тебя для этого нужные компетенции, знания, идеи. В России, к сожалению, многие плохо понимают, что такое бизнес. Образование начинающих предпринимателей сводится зачастую к просмотру роликов инфобизнесменов, где идет агрессивная промывка мозгов. Когда человеку, который ничего не знает и не умеет, твердят “ты всего добьешься” — у него от этого ума и опыта не прибавляется. Сегодня каждый второй начинающий бизнесмен пытается научиться агрессивным техникам: слоганам, рекламе. Они понимают под бизнесом лишь пену вокруг него.

И в пельменях, и в банках?

И в пельменях, и в банках, да. Олег Тиньков тут исключение, он строит бизнесы в абсолютно разных отраслях.

Чтобы что-то уметь человек должен где-то поработать. Я считаю, что предприниматель, который открывает фастфуд, идёт на заведомый провал, если до этого ни дня не проработал в Макдоналдсе.

Для меня было открытием, когда я узнал, что в Америке большая часть стартаперов — люди за 30, которые просидели штаны в крупных корпорациях, изучили их бизнес изнутри и увидели, что есть плечо для оптимизации какого-то процесса, и его быстрее реализовать самому, чем пытаться продать эту идею своей же корпорации.

Всё правильно. А самое главное — у них есть стартовый капитал, который они сами заработали. Потому что стартапер без стартового капитала — это оксюморон.

Одна идея ничего не стоит. Не существует гениальных идей, бывают только гениальные воплощения замыслов. Когда Цукерберг создавал Фейсбук, уже существовали несколько социальных сетей, но только грамотная реализация позволила детищу Цукерберга стать лидером на рынке.

С малым бизнесом и людьми, которые сами готовы трудиться, понятно. Но сегодня многие уверены, что интернет сам по себе является ресурсом, из которого можно извлечь деньги. Многие готовы сегодня вкладывать в биткоины чуть ли не последние накопления. Такие сценарии срабатывают?

С финансовыми пузырями дела всегда обстоят одинаково. Пока пузырь растёт, все ощущают себя богатыми, когда он лопается, в плюсе остаются единицы. Такую прибыль невозможно спрогнозировать. Когда майнеры и инвесторы в биткоины ощущают себя сегодня богачами — это совершенно мифические ощущения.

Китайский центробанк объявил ICO вне закона – тут же все криптовалюты в мире просели на 15-20%. Лишь от одной новости. А если их будет 10 за неделю? “ФБР поймала человека, который назывался Сатоши Накамото”. Всё, до свидания! Весь этот рынок исчезнет, потому что держится только на звериной вере в возможность делать деньги из воздуха. Любая криптовалюта — это фантик, за которым ничего не стоит, кроме ощущения «это должно расти».

Ты считаешь, в это вообще нельзя играть или можно относиться в биткоинам, как к казино, и вкладывать в них какие-то излишки?

Лично я брезгую заниматься подобными вещами, потому что считаю, что в жизни нужно заниматься чем-то продуктивным. Можно зарабатывать и на торговле наркотиками, но как-то не хочется. Фермы сегодня продаются уже даже на Авито. На мой взгляд, это очередной глобальный лохотрон.

В твоём телеграм-канале висела ссылка на фильм “Тюльпанная лихорадка” — историю финансового пузыря, который надулся в Голландии в XVII веке из-за массовых спекуляций на луковицах тюльпанов. Но ведь фильм показывает, что некоторым удалось заработать на этой истории и она сыграла свою роль в становлении мировой экономики.

Она сыграла роль в перераспределении денег от глупых людей к умным. Потому что в ней тоже ничего не создавалось. Деньги ниоткуда не берутся. Сейчас, когда биткоин стоит $6000, все, у кого они есть, считают, что владеют этими деньгами. Но никаких оснований для такой цены, кроме спекулятивного угара и спроса на серые операции, не существует. Если собственники биткоинов массово постараются их сейчас по такой цене продать, их ждёт большое разочарование.

И всё-таки интернет сделал глобальную экономику более доступной и открытой. Сегодня любая домохозяйка может торговать акциями реальных предприятий и это не будет лохотроном. Можешь назвать какие-то тенденции развития технологий и финансового рынка на ближайшие 15-20 лет?

Ещё больше упростятся финансовые процедуры и операции. Сейчас нет проблем за несколько секунд перевести деньги со счета в одном банке на счет в другом, 5 лет назад это было немыслимо.

Акции тоже подвержены спекулятивному угару, но за этими акциями по крайней мере стоит какой-то реальный актив. Если посмотреть на график акций Нокиа, в момент пика ожиданий по их поводу, в 2000 году, они стоили в 10 раз дороже, чем сейчас.

Но это проблема рисков реального бизнеса. Кто знал, что Эппл проведёт смартфонную революцию и телефонный бизнес Нокиа будет убит за считанные годы.

Вокруг Фейсбук, Эппл и Гугл сейчас тоже есть такой хайп, потому что люди видят их успехи и создают спрос, который тоже может привести к неадекватно высоким оценкам этих бизнесов, надуванию пузыря.

Например, сейчас есть те, кто говорят, что биткоин будет стоить 100 тысяч долларов. Поскольку буратин у нас много и люди склонны к соблазну получить что-то, ничего не делая — это находит отклик.

В защиту наших людей хочу сказать, что этот ажиотаж, как мне кажется, связан со спецификой бизнеса в России. С 90-х годов он завязан на коротких деньгах и стремится получать максимальную доходность в минимальный срок. Мне приходилось слышать от людей здесь, что бизнес с доходностью менее 300% их не интересует. Во всём мире нормальной считается прибыльность 8 – 20%. Мне кажется, с таких же позиций люди здесь подходят и к инвестициям.

Я с тобой не соглашусь. Бизнесов, которые приносят 300%, в природе почти не существует. Те, кто объявляют себя экспертами в их запуске, скорее всего, мошенники или болтуны.

Вообще, хороших прибыльных бизнесов очень мало.

Россия живёт в условиях колоссального неравенства и здесь просто мало платежеспособных потребителей. С одной стороны, ВВП по паритету покупательной способности в вдвое-втрое ниже, чем в развитых странах Европы, а номинальный ВВП — в 4-7 раз.

С другой стороны, коэффициент Джини, показывающий уровень неравенства в обществе, находится на уровне стран третьего мира (больше 40%).

Мы детально изучили принципы соотношения доходов россиян и как они меняются с течением времени на основании доклада ЦСР о российском рынке труда

Если бы доходы были размазаны по стране тонким слоем, малый бизнес развивался бы повсеместно колоссальными темпами. А так у нас только в Москве устойчивый спрос. Поэтому я не сказал бы, что в России много успешных бизнесменов.

Сейчас государство железной рукой навязывает бизнесу в России финансовую прозрачность. Насколько это является благом и не приведет ли к тому, что малый бизнес просто перестанет появляться?

Онлайн-кассы, когда вся информация о продажах автоматом передается в налоговую — правильная штука. Невозможно быть нигилистами, в какой-то момент нужно делать равные условия для всех, иначе человек, который платит налоги, находится в заведомо худших условиях, чем который не платит. Тем более, когда у нас есть упрощенка, всего 6%.

Мне кажется, главный вопрос здесь не в налогах, а в отчислениях на оплату труда. Уверен, та же история с Кириллом Серебренниковым – именно об уходе от этих выплат.

Отчасти согласен. Но если какая-то компания получила госсубсидию или госзаказ, заплати с них налоги, ты же всё равно в плюсе.

Когда предприниматель получает госзаказ, сначала деньги задерживают, потом требуют очень своеобразно за них отчитаться. Это сказывается на качестве продукта и сроках его производства. И государство, которое выступает на рынке чуть ли не основным заказчиком и должно вроде как формировать его культуру, становится тормозом.

Я не считаю, что государство должно формировать культуру и быть заказчиком. Мне кажется, мы должны развиваться по схеме западных стран, где все оплачивают потребители.

О том, как устроена в России система госзакупок, вы можете узнать на примере “дела Кирилла Серебренникова”

Я правильно тебя услышал, ты не советуешь абы кому заниматься бизнесом и лезть в инвестиции, а советуешь сначала накопить профессиональный и социальный капитал?

Если ты видишь, что в чем-то разбираешься лучше других — делай из этого бизнес и решайся на инвестиции. Но вложения – это всегда риск. Я, например, начал недавно инвестировать в компанию Tim&Team — сервис дизайна и ремонта квартир по фиксированной цене. Могу и потерять, но я принимаю эти риски, потому что в случае успеха могу заработать в десятки раз больше, чем вложил. Плюс, разумеется, я не вкладываю последнее.

То есть, прежде чем пускаться в это плавание, нужно получить какую-то культуру работы с деньгами?

Да.

Тогда будет логично, если в конце разговора ты посоветуешь топ-10 книг по бизнесу и несколько бизнес-курсов от Олега Анисимова.

Во-первых, надо читать все книги, написанные предпринимателями-практиками, чтобы прочувствовать эмоции, которыми наполнена жизнь этих людей. “Теряя невинность” Ричарда Брэнсона, “Блумберг о Bloomberg” Майкла Блумберга, “Как я построил Wal-Mart” Сэма Уолтона, “Всё потерять и вновь начать с мечты” Вадима Туманова, “Я такой как все” Олега Тинькова, “Сырок”Бориса Александрова.

Очень выборочно надо подходить к книгам сторонних авторов о компаниях — они бывают глуповатые. Из хороших примеров: “Джефф Безос и эра Amazon” Брэда Стоуна и “Чичваркин Е…гений” Максима Котина.

Что касается нового бизнес-инструментария, то помимо классики типа «Основ маркетинга» Филиппа Котлера, лучше ориентироваться не на книги, а на интернет, держась подальше от агрессивного инфобизнеса, обещающего сделать вас богатыми за пару месяцев.

Сейчас масса образовательного контента на Youtube, в Telegram, на сайтах университетов.

Беседовал Илья Переседов

-2

Олег Анисимов

Родился 23 января 1974 года в СССР.

В 1996 году окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов (СПбУЭФ, теперь СПбГЭУ) по специальности «Национальная экономика». В 1996-1999 годах обучался в аспирантуре СПбУЭФ по специальности «Региональная экономика».

В 1995-2001 годах работал в газете «Деловой Петербург» (Bonnier Group) корреспондентом отдела финансов, редактором отдела новостей, а затем ежедневного приложения «Финансы». В 2001-2002 годах — редактор отдела бизнеса и финансов газеты «Коммерсантъ-Санкт-Петербург». C ноября 2002 года переехал в Москву для запуска на базе газеты «Финансовая Россия» еженедельного журнала. С марта 2003 года по январь 2010 года — главный редактор журнала «Финанс». В 2009-2013 годах – член Консультационного совета акционеров ОАО «Банк ВТБ». С февраля 2010 года по ноябрь 2013 года – вице-президент по маркетингу Тинькофф Банка. В марте 2014 года вошёл в совет директоров интернет-бухгалтерии «Моё дело». В 2009-2012 годах – ведущий телепрограммы «Бизнес-секреты», в 2014-2015 годах — ведущий программы «Моё дело», с 2016 года снимает программы в новом формате.

Генеральный продюсер финансовых форумов FinNext и FinBranch. Основатель финансовых медиа Вкладер (о личных финансах) и Финсайд (о финансовой отрасли).