Найти в Дзене
Reflexing complexity

Деморализация общества и психические защиты от бессмысленности жизни

Эрих Фромм в своей замечательной книге “Бегство от свободы” пишет о том, как трудно современному человеку найти смысл в своей жизни. Книга, написанная 76 лет назад, описывает удивительно знакомые вещи. В этом посте я размышляю о современных способах бегства от свободы. “Бегство от свободы” - совершенно замечательная книга с очень ясным языком, в отличие от классического психоаналитического стиля. В книге Фромм пишет о кризисе, который возникает у человека с огромной свободой выбора себе любого жизненного пути. Любое общество с жесткими правилами одновременно и ограничивает человека, и обеспечивает его безопасностью и покоем. Но человек, освобожденный от рамок до-индивидуалистического общества, не приобретает свободы реализации его личности. Вместо этого он оказывается в мире совершенно один - он изолирован от других, ведь он теперь личность, а не приложение к социальной роли в некоторой социальной системе; он бессилен изменить ситуацию, ведь он привык к тому, что инструменты для исслед

Эрих Фромм в своей замечательной книге “Бегство от свободы” пишет о том, как трудно современному человеку найти смысл в своей жизни. Книга, написанная 76 лет назад, описывает удивительно знакомые вещи. В этом посте я размышляю о современных способах бегства от свободы.

“Бегство от свободы” - совершенно замечательная книга с очень ясным языком, в отличие от классического психоаналитического стиля. В книге Фромм пишет о кризисе, который возникает у человека с огромной свободой выбора себе любого жизненного пути. Любое общество с жесткими правилами одновременно и ограничивает человека, и обеспечивает его безопасностью и покоем. Но человек, освобожденный от рамок до-индивидуалистического общества, не приобретает свободы реализации его личности. Вместо этого он оказывается в мире совершенно один - он изолирован от других, ведь он теперь личность, а не приложение к социальной роли в некоторой социальной системе; он бессилен изменить ситуацию, ведь он привык к тому, что инструменты для исследования себя и мира есть в привычной культуре. Человек оказывается перед выбором - либо он проходит этот экзистенциальный кризис и и дорастает до реализации своей индивидуальности, либо избавляется от этой свободы, причем способов бегства от свободы становится все больше и больше - спасибо новым технологиям и обществу в экзистенциальном кризисе, которое радо приветствовать их: совсем недавно в США объявили опиоидную эпидемию:

https://meduza.io/news/2017/08/11/tramp-ob-yavil-opioidnyy-krizis-v-ssha-natsionalnym-bedstviem

а депрессий становится все больше и больше, причем это уже открыто называют деморализацией общества - потерей жизненных ориентиров и смыслов:

https://newint.org/columns/essays/2016/04/01/psycho-spiritual-crisis

На фоне этого интересно посмотреть на идею бессмысленности гранд-нарративов и развитие социального конструкционизма, которые как-бы уничтожают устоявшиеся культурные нормы и традиции, обесценивают их. Культурные нормы и их носители будут активно сопротивляться этому, усиливая свой традиционализм и консерватизм. На такие дискурсы и подходы, также как и на сопротивление, можно взглянуть не как на причину упадка, а как на следствие и способ справиться с экзистенциальной пустотой в душе. Когда у тебя нет смысла в жизни и ощущения фундамента, на котором стоит вся твоя личность, то одной из естественных реакций становится желание уничтожить окружающий мир - физически или символически через уничтожение культур общества. В таком случае вы можете быть, например, самым известным критиком патриархата, традиционализма или какой-угодно культурной концепции, но психологической причиной будет кризис смыслов, а не глобальная идея достичь истины и исследовать мир. Интересно, что критики критиков могут найти временный смысл как раз в том, чтобы защищать свою культуру, и тогда получается любопытная ситуация, когда обе стороны нужны друг другу, но при этом их отношения базируются на патологическом фундаменте. Что-то похожее происходит в созависимых отношениях. Важный вопрос в том, что меняется, если человек осознает, что хочет разрушать нечто из-за того, что не может найти себя.

Обратной реакцией к уничтожению мира становится желание уничтожить себя - и здесь мы приходим к депрессиям и зависимостям, которые можно воспринимать как медленное и постепенно самоуничтожение, а так же как уход от реальности в мир фантазий. Общество потребления, ставя перед собой единственную и основную задачу максимального удовлетворения потребностей, вынуждено само постоянно создавать новые потребности, дабы не потерять свой смысл существования. В таких случаях неудивительно развитие зависимостей вроде шоппинга, сексуальных зависимостей, зависимостей от психологических тренингов и эзотерических практик. Любые психические защиты или наркотические вещества и зависимости позволяют не сталкиваться с чувствами, и постоянная гонка за удовлетворением вновь появившихся потребностей позволяет не обращать внимание на внутренний мир. Человеческая личность строится на основе запретов, и компульсивное удовлетворение потребностей без каких-либо ограничений постепенно приводит к деградации и упрощению личности. Наиболее страшными мне видятся сугубо психологические зависимости, которые сложно распознать сразу вроде шоппинга и переедания, а также социально-приемлемые зависимости вроде постоянной обеспокоенностью качеством своего профиля или своими "друзьями" в социальных сетях.

И последним способом справиться с бессмысленностью становиться подчинение авторитарной структуре. Растущее одиночество хочется избежать любым способом - в том числе, пожертвовав своей индивидуальностью. Ярчайшими примерами служат вступление в различные секты, включая совершенно деструктивные, и поддержка авторитарных или тоталитарных режимов. Причем группы не обязательно могут быть агрессивными или радикальными, поскольку растворяться и терять свою личность можно и в секте единомышленников, где все якобы “любят друг друга”, но на деле сливаются в безымянную массу ради коллективного бегства от себя. Этот способ именно то, что вызывает у меня опасения в сегодняшнем дискурсе о hate speech / оскорблении чувств меньшинств и верующих - мы делегируем властной структуре ответственность решать за нас наши внутренние конфликты, когда мы воспринимаем, что оппонент атаковал нас психологически, причем особо психически-нарушенные люди воспринимают это вообще как физическое нападение. Конфликт наших ожиданий с реальностью мы должны решать в первую очередь внутренне, через осознание, почему меня что-то задевает, а не через перемещение локуса контроля вовне - “я обиделся, это мое личное, надо это осознать” и “меня обижают, они виноваты, надо покарать обидчиков” качественно разные вещи для вашего психологического здоровья. Опасность внешнего локуса в том, что он является замкнутым самоподдерживающимся циклом: какое-то событие вызывает стресс - “они виноваты” - проблема решается внешним способом - способность справляться внутренне с проблемами падает еще больше - все менее значимые события вызывают стресс. Он раскручивается медленно и незаметно. Когда локус контроля в социуме массово смещается вовне и популярным дискурсом становится поиск виноватых в обществе по любому поводу, неудивительно, что найти смысл становится все труднее и труднее, ведь ты привык искать причины вне себя, а столкновение с ощущением бессмысленности с каждым новым “циклом” все более и более травматично. И неудивительно, что у одних стран - эпидемия опиоидов, а других - длительная история массового алкоголизма.

Единственный путь, ведущий к проработке и осознанию - это путь осознания глубины бессмысленности. И для этого надо много работать над собой, как минимум - постепенно отучать себя мыслить в рамках внешнего локуса контроля. Психологически нет никаких внешних врагов, кроме вас самого, как и внешнего спасителя, который сидит там же. Чем дальше человек перерастает свое первоначальное единство с природой и родителями, чем более “индивидом” становится человек - тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. И тем больше у него ответственности перед самим собой.

P. S. В дополнении к “Бегству от свободы”, предлагаю прочитать интересную главу из сборника статей Виктора Франкла - очень известного философа и психотерапевта, прошедшего концлагерь и занимавшегося проблемами смысла.

https://theoryandpractice.ru/posts/15671-patologiya-dukha-vremeni-kak-poisk-smysla-zhizni-stal-obshchestvennoy-problemoy

Телеграм в канале: https://t.me/reflexing_complexity Говорим о сложности мира, людей и смыслов. Подписывайтесь, будет еще сложнее.