Почему так важно исправить дефекты речи в раннем возрасте, как нарушения в произношении влияют на грамотность и будущие успехи ребенка в школе, зачем запрещать пользоваться гаджетами детям до 3-х лет. Об этом и многом другом в интервью с нашим приглашенным экспертом - Светланой Бельшиной, детским психологом, учителем-логопедом.
ЖШ: Светлана, насколько хорошо современные мамы понимают значимость занятий ребенка с логопедом?
СБ: К сожалению, не все современные мамы понимают всю глубину и важность вопроса, который сейчас возникает и усугубляется с каждым годом. Потому что в нашу жизнь очень активно вошли разные электронные гаджеты, в которые дети начинают играть уже с малого возраста, с колясок. Тем самым, мама заменяет этими гаджетами реальное общение, и свободное время ребёнок проводит не с ней, а один на один с телефоном или планшетом, который с ним (ребенком – прим.ред.) не общается и не учит его правильной речи. Это большая проблема. Считаю, что лучше не давать детям гаджеты до определенного возраста.
ЖШ: До какого?
СБ: До трех лет точно. Категорически не давать гаджеты в руки. Мультики смотреть во время еды? Конечно, это неправильно, с психологической точки зрения. Мозг должен быть сосредоточен на еде - на восприятии пищи, а не на мультфильмах.
И считаю нужным беседовать с мамами еще на этапе беременности о том, насколько важно беречь себя… И что нужно предпринимать, чтобы изначально не было никаких патологий во время беременности и при родах: патологии могут привести к дефектам речи или задержке в речевом развитии в будущем.
ЖШ: То есть любая мама, если она наблюдает у ребенка проблемы с речью, должна обращаться к логопеду?
СБ: Конечно! Речь ребенка имеет определенные этапы развития. Это как у растений: сначала росток, потом должен появиться стебелек. Таки в речи. Если какой-то этап речевого развития идет с опозданием или не происходит вовсе: например, простые слова «баба», «мама», «папа» - ребенок еще не произносит, а по возрасту уже пора; или после гуления наступает молчание ребенка. В этот период жизни многие мамы и наблюдающие ребенка педиатры больше заняты медицинскими показателями: какой у ребенка вес, рост и т.п. А о том, как он развивается в плане психики или речи, мамы не задумываются. Особенно, если ребенок - мальчик, рассуждают: «Ну, ничего страшного: заговорит потом, попозже, потому что мы мальчики…». Потом и бабушка подключается: «Ну, разговорится…». И мама соглашается: бабушка - бесспорный авторитет.
ЖШ: Почему вообще возникают дефекты речи? Что это – наследственность, неправильное строение речевого аппарата, травмы или что-то другое?
СБ: Очень много причин. Это может быть и наследственность. Часто родители с нарушением прикуса (соответственно, с дефектами речи) или с короткой уздечкой приводят детей со схожим строением речевого аппарата. Ко мне нередко приходят дети, у которых, родители не выговаривают «р». Соответственно, дети постоянно слышат неправильный звук и бессознательно его копируют. Потому что речь формируется по подражанию. Если речевая среда с дефектами, значит, и ребенок, вероятнее всего, будет говорить с нарушениями. Или проблемы, которые наблюдались во время беременности и родов. Много и других причин…
Другой вариант. Если ребёнок родился абсолютно здоровым, у него нет никаких дефектов, но мама с ним не общается: вряд ли ребенок заговорит вовремя, а задержка речи в дальнейшем может привести к общему недоразвитию речи, низкой успеваемости в школе и успешности в дальнейшей жизни. Стрессы также могут спровоцировать осложнения. У меня в практике было несколько похожих случаев. До полугода-года ребёнок развивался абсолютно нормально, потом в один момент развитие остановилось: к 4 годам малыш говорил как годовалый ребёнок. Стрессы очень сильно влияют на развитие речи и часто провоцируют не сами дефекты, а задержку в развитии или заикание.